Владимир Михайлович Зельдин  

ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА

«Счастлив был век, прозванный «золотым», потому что жившие тогда люди не знали двух слов: «твоё» и «моё».
Мигель де Сервантес Сааведра

Великие произведения искусства и литературы потому и великие, что в них авторы ставят и стараются найти пути решения глобальных проблем человечества. Таких проблем, которые можно назвать вечными, которые возникли впервые перед человеком ещё в те времена, когда он только-только «получил» право так именоваться. По сути своей это вопросы добра и зла, дружбы и предательства, любви и ненависти, благородства и низости. С самого зарождения литературы попытки разрешить такие проблемы делали практически все авторы. Однако далеко не всем удавалось продвинуться сколь-нибудь далеко в решении этой грандиозной задачи. Чаще предлагались решения частных, мелких вопросов.
Одним из гигантов мировой литературы, успешно решавшим принципиальные проблемы человечества был испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616г.г.). Его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», написанный около 400 лет назад (1602-1605г.г. – часть I; 1615г. – часть II) – книга на все времена. Она не только стала для многих поколений читателей настольным учебником чувств и жизни; но и вдохновляла творческих людей на создание новых произведений. По мотивам романа сочиняли и музыкальные (оперы и балеты) и драматические произведения. К числу пьес, в которых использован сюжет о Дон Кихоте, относится и пьеса «Человек из Ламанчи», написанная Дейлом Вассерманом и Джоном Дэрионом. По пьесе на Бродвее поставили мюзикл (музыка Митча Ли), имевший в своё время большой успех.
Театр Российской Армии обратился к этому произведению в канун 90-летнего юбилея великого русского актёра Зельдина Владимира Михайловича. Спектакль получился значительным. Тема оказалась весьма злободневной. Проблемы, поднятые Сервантесом около четырёх столетий назад, как оказалось, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Этот спектакль получил твёрдую прописку в театре и оказался весьма кстати в дни 95-летия Владимира Михайловича Зельдина. Постановку осуществил Юлий Гусман.
Пьеса и спектакль поднимают важные непреходящие вопросы жизни общества. Доброта и гуманность, самоотверженная любовь, ради которой идут на подвиги - это то, чего так недостаёт людям в наши дни. Содержание пьесы, игра актёров в спектакле входят в чудесный резонанс с чувствами и чаяниями (часто подсознательными) зрителей. Подавляющее большинство из них с восторгом принимают спектакль и особенно игру народного артиста СССР Зельдина Владимира Михайловича. Восхищают и Тамара Гверцители и Наталья Аристова в ролях Альдонсы – Дульцинеи, Юрий Сазонов и Константин Днепровский в роли Санчо Панса. Спектакль музыкальный, как сейчас принято говорить – мюзикл. Пение и танцы в исполнении актёров театра ещё одно доказательство давно известной истины: настоящим профессионалам подвластны все жанры, им почти в равной степени удаются и драматические сцены и музыкальные с пением и танцами. Более всех, всё же, привлекает внимание зрителей уникальный человек на сцене – человек из Ламанчи Владимир Михайлович. Конечно, всем понятно, что в 95 лет только постоять на сцене – это уже человеческий подвиг, который каждый бы мечтал повторить, но ТАК петь и ТАК танцевать, и ТАК играть, и ТАК существовать на сцене – это подвиг вдвойне. Владимир Михайлович один из немногих актёров, которые являют собой образец служения театру, образец того, каким должен быть артист на театре. Он, как и в любой своей роли органичен, великолепен и порой переигрывает более молодых артистов. Но эту историю Сервантес будто специально придумал для того, чтобы в наши дни её сыграл Зельдин. Он обращается к залу как Дон Кихот или как Зельдин? Такое слияние с образом получается не только благодаря таланту, но и благодаря человеческим качествам актёра. Перед нами Дон Кихот, которого представляет нам человек высочайших моральных качеств – Владимир Михайлович Зельдин.
Спектакль поставлен Юлием Гусманом на хорошем профессиональном уровне.
Спектакль, бесспорно навсегда вошёл в анналы театральной истории, как заметное явление театральной жизни. А ещё хочется сказать, что спектакль наш общий и этот спектакль подарок всем нам, тем, кто не жил в золотой век, тем, кто живёт сейчас и думает о том, каким будет наше завтра.

Храмова Елена

ОДНАЖДЫ В ПАРИЖЕ

Спектакль «Однажды в Париже» Народный артист России Юрий Васильев поставил по пьесе «Ждать?!» актрисы театра Российской армии Валентины Аслановой. Автор глубоко проникла в суть актёрской профессии, всеми клеточками души осознала её коварство и изменчивость. Но для Артиста с большой буквы достаточно один раз выйти на сцену, чтобы никогда не изменить профессии, до последних дней лицедействовать, удивлять путь даже одного единственного зрителя. Главное, чтобы этот зритель внимал, сопереживал героям пьесы и любил театр.
Пьеса-драма написана в жанре элегии, в буквальном переводе с греческого языка «лирическая жалобная песня». Но речь идёт не только о проблемах и судьбах пожилых артистов. Это разговор о милосердии, старости, человеческом достоинстве. Она и о способности людей принять естественный и неизбежный период своего немолодого возраста, и о том, как смириться или нет с предательством любимого человека. Спектакль затрагивает и главную проблему пожилого возраста – одиночество физическое и психологическое. Спасением для главной героини в пьесе становится провинциальный юноша, коридорный в отеле - Люсьен, который перепробовал много мест работы, работал даже «канарейкой», имитировал птичьи трели для одного столичного богача. По сути, он невольно становится символом милосердия, необходимости проявлять интерес к каждому конкретному человеку. Благодаря Люсьену стареющая, в прошлом успешная актриса старается сохранить стремление к жизни. И предательство любимого человека Ивана не должно уничтожить у зрителя надежду на будущее лишь только потому, что рядом оказался добрый, благородный мальчишка коридорный.
Весь спектакль на сцене сверкает различными гранями талант замечательной нестареющей русской актрисы Народной артистки СССР Веры Кузьминичны Васильевой. Она родилась 30 сентября 1925 года в деревне Сухой Ручей Калининской области в рабочей семье. С малых лет была увлечена театром. В школьные годы занималась в драмкружке Дворца культуры ЗИЛ. С 1943 года Васильева - студентка Московского городского театрального училища. Её навсегда полюбили зрители ещё в фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947 год) режиссёра Ивана Александровича Пырьева. Затем был фильм «Свадьба с приданым» (1953 год), который до сих пор зрители, нескольких поколений россиян, смотрят с удовольствием. Он был и остаётся своеобразным учебником доброты, искренности, отзывчивости. А после этого было ещё много фильмов и спектаклей, зрители которых искренне восхищались игрой актрисы. С 1948 года Вера Кузьминична в театре Сатиры.
Игра Народного артиста России Олега Вавилова, который исполняет роль Ивана, убедительна, заслуживает самых высоких похвал.
Следует отдельно выделить необычайно одарённого молодого артиста Антона Кукушкина в роли Люсьена. Увидеть сегодня столь молодого и столь сильного профессионала на московской сцене непросто, надо поискать. Антон не просто подыгрывает маститым коллегам, он работает наравне с самой Верой Васильевой. А ещё спасибо Антону за комические сцены, именно они во многом дают зрителю надежду на лучшее.
Режиссёр спектакля Юрий Васильев создал прекрасно сыгранное актёрское трио. Он, как обычно, сделал сильную, высокопрофессиональную постановку, нашёл тот выразительный язык, расставил такие акценты, которые максимально полно раскрыли тему, затронутую в пьесе.
Всё, что зрители видят на сцене театра «Модернъ», может произойти и происходит в любом городе мира и в Вашем тоже. Так что советуем ознакомится с тем, что произошло «Однажды в Париже».

Храмова Елена

Hosted by uCoz