Это интересно

Два покушения на Шуховскую башню: взрыв не состоялся, самолёт не сбил.

В середине 50-х годов я работал в Московской телевизионной филиал-лаборатории (МТФЛ) и принимал участие в разработке и испытаниях передвижной контрольно-измерительной установки (ПКУ), которая предназначалась для эфирного контроля сигналов Московского телецентра и поиска источников радиопомех. В середине 50-х годов я работал в Московской телевизионной филиал – лаборатории (МТФЛ) и принимал участие в разработке и испытаниях передвижной контрольно-измерительной установки (ПКУ), которая предназначалась для эфирного контроля сигналов Московского телецентра и поиска источников радиопомех. Такая установка создавалась в стране впервые по заказу Инспекции электросвязи или, как её ещё называли – «радиоинспекции».
Начальником этой службы тогда в Министерстве связи работал Щетинин Александр Петрович. Это был очень интересный и доброжелательный человек, ветеран-связист, повидавший многое на своём веку и, между прочим, - прекрасный рассказчик. Он часто, как заказчик, бывал у нас, ездил с нами вместе на испытания в кузове нашей спецмашины и в свободное время рассказывал разные истории из своей жизни. Мы, тогда ещё совсем молодые техники и инженеры, слушали его, буквально с раскрытым ртом,- так интересно он рассказывал. Прошло с тех пор больше 50 (!) лет, а я и сейчас вспоминаю Александра Петровича с каким-то тёплым чувством, хотя после окончания этой работы мы уже больше с ним никогда не встречались.
Почему-то мне особенно запомнился его рассказ о том, как в 1941 году, когда немцы подошли вплотную к Москве, ему было поручено взорвать знаменитую Шуховскую башню, которая, разумеется, была предварительно заминирована на такой случай.
А нажать, так называемую, «красную кнопку» велели именно А.П. Щетинину. Причём под свою личную ответственность! Что это означало в военное время, да ещё в тех обстоятельствах, долго объяснять, я думаю, не надо: расстрел на месте в случае невыполнения приказа. Да ещё над ним был контролирующий начальник. А над тем ещё. Это уж, как у нас водится.
Но начальники-то те только контролировали, а решение принять и кнопку нажать (или не нажать) должен был Александр Петрович сам.
В зависимости от обстановки. Если рано нажмёт, а немцев от Москвы отгонят – расстрел. Если запоздает и немцы захватят башню – тоже расстрел.
Кроме того, как рассказывал Александр Петрович, у него вообще рука к этой проклятой кнопке не поднималась. Ведь он прекрасно понимал какое не только техническое , но и, не побоюсь громкого слова, историческое значение имела эта башня. Это был (да и есть сейчас) символ наших достижений. И даже, если хотите, - символ столицы нашей Родины. «Говорит Москва!» - отсюда разносилось тогда по всему миру.
И вот наступили дни 14 – 16 октября 1941 года. В Москве, - мягко говоря,- весьма нервная обстановка, близкая к панике. Немцы у стен Москвы. Щетинину беспрерывно звонят начальники:
- Давай! Опоздаешь! Кругом диверсанты! Давай! Под расстрел пойдёшь! Давай!!!
А рука не поднимается.
- ДАВАЙ!!!!!
- Нет, подождём ещё!
-Выполняйте приказ!!!
- Слушаюсь! – говорит, а сам ждёт. И дождался. Не взорвал. Немцев отогнали. Вот теперь говорят: «Молодец! Спас башню. Смелый! Но…, смотри!..». А каких душевных сил это ему стоило, знает только он один. Мы можем лишь представить. Если можем.
Потом уже Александр Петрович узнал, какая история приключилась с начальником Ростовского-на-Дону главного радиопередающего центра «Говорит Ростов!». Ему тоже было поручено взорвать радиоцентр. И он его взорвал в последнюю минуту, когда немцы уже входили в Ростов. И ушёл к своим. Долго пробирался через фронты, а когда добрался, его сначала чуть тут же не расстреляли на месте, но потом посадили и долго с пристрастием допрашивали, обвинив в том, что он не выполнил задания и сдал радиоцентр немцам.
А всё дело оказалось в том, что немцы, как известно, были большие мастера по части провокаций. Войдя в город, они немедленно развернули свою передвижную мощную радиостанцию и на частоте Ростова (которая, конечно, была всем известна) начали вещать: «Говорит Ростов, наши доблестные войска овладели городом!». В Москве это услышали со всеми вытекающими для бедного ростовчанина неприятными последствиями.
Но всё кончилось на этот раз для него благополучно. Дали задание партизанской разведке, и она подтвердила, что радиоцентр был взорван. Правда, ушло много времени, но тут уж ничего не попишешь. Начальника ростовского радиоцентра реабилитировали и он остался жив. Чудом. Дальнейшая его судьба мне неизвестна. Может быть, Александр Петрович и рассказывал об этом, но я не помню. Вот такая история.
Было и ещё одно покушение на Шуховскую башню. Александр Петрович тогда, а Сергей Васильевич Новаковский нынче, рассказали мне ещё одну историю.
Это неординарное событие случилось в 1939 году, когда Сергей Васильевич работал на Шаболовке главным инженером Московского телецентра, а Александр Петрович со своей службой размещался там же.
После строительства башни остался какой-то толстый трос, который был протянут под углом от вершины башни до земли. Здесь он был намотан на лебёдку, установленную на бетонном основании. Зачем там находился этот трос – неизвестно, вероятно, для каких-то технологических целей. Висел и висел несколько лет, никому не мешал и никто им не пользовался.
Но вот, в один далеко не прекрасный вечер, на районом Шаболовки показался в небе какой-то одинокий самолёт, что само по себе в те годы было удивительно. Самолётов тогда вообще мало видели, а тут – над Москвой, да ещё и над густонаселённым районом. Самолёт был маленький, не то спортивный, не то почтовый и он явно терпел бедствие: летел на малой высоте и очень неровно.
И надо же было такому случиться: крылом он задел трос, лебёдку вырвало из земли, башня получила сильный удар (трос-то был закреплён на вершине и получился большой рычаг), а самолёт на глазах у удивлённой публики начал разваливаться на куски, и упал неподалёку во дворе жилого дома. Лётчики погибли, но других жертв, к счастью, не было.
Когда Сергей Васильевич прибыл на место (был вечер и его срочно вызвали из дома), всё было кончено, самолёта не было и только вокруг во дворе валялось множество писем, из чего можно предположить, что он был почтовым. Потом говорили, что самолёт летел из Киева.
Но главное было в другом. Как рассказывал Александр Петрович, возникло опасение, что башня в результате удара получила непоправимые повреждения и могла упасть. Хотели даже эвакуировать жителей из близлежащих домов. Однако после тщательной экспертизы оказалось, что опасения эти, к счастью, оказались напрасны. Башня достойно выдержала удар, и даже не потребовалось её ремонтировать.
Так она гордо и стоит по сей день. Крепкая оказалась. Низкий поклон инженеру Шухову Владимиру Григорьевичу и тем, кто проектировал и строил эту замечательную башню.

ХОДАК ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Что такое хорошо и что такое плохо

«Крошка сын пришёл к отцу,
и спросила кроха:
«Что такое хорошо
и что такое плохо?»

В. Маяковский (В.М.)

Издавна самыми популярными темами для обсуждения были погода и мода. Чаще модой недовольны, но очень многие, тем не менее, стараются ей следовать. Сегодня к ним добавилась тема экологии. Обычно обсуждают ситуацию в окружающей нас природе, проводят мониторинг степени чистоты воды и воздуха в городах, разрабатывают различные нормы ПДК (предельно допустимой концентрации). Учёные обратили внимание также на визуальную среду обитания человека. К традиционному понятию об экологии они добавили новый раздел: видеоэкология.
Видеоэкология – научное направление, изучающее различные стороны визуального восприятия окружающей среды, насыщенность её зрительными элементами, влияние изображений на психическое и физическое здоровье людей. Одним из направлений исследований молодой науки является видеоэкология мебели.

«У меня секретов нет… слушайте…» (В.М.)

«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы». Так считал великий французский философ 18-го века Клод Адриан Гельвеций. Трудно не согласиться с этим утверждением мыслителя. Мебель, ближайшее и постоянное окружение человека, - важнейший элемент его визуальной среды. Она создаёт часть алфавита изображений, хранящегося в памяти индивида. Экология сегодня Такой алфавит используется мозгом для распознавания изображений, а также при визуальном мышлении, одном из типов мышления человека. Разработкой и изучением языка изображений очень давно озадачились лучшие умы человечества, ещё великий Галилео Галилей работал в этом направлении. Создание подобного алфавита в рамках разработанной в начале двадцатого века теории «супрематизма» было одной из целей научных изысканий и художника Казимира Малевича. Позже, в советское время, идеи «супрематизма» (от латинского supremus – наивысший), развивали его последователи и ученики, объединившиеся в группы «Супремус» и «Утвердители нового искусства». Эти идеи оказали заметное влияние на всю мировую художественную культуру, нашли своё воплощение в архитектуре, графике, прикладном искусстве, сценографии и дизайне.
О чём же говорит выбор определённой мебели? Прежде всего, о доминирующем типе мышления, и психостатусе человека, а также о его характере, эмоциональности, потенциале агрессивности, определяющих поведение настроениях и так далее. Так выбор моделей мебели тёмных тонов, с большими однородными плоскостями и острыми углами указывает на то, что этот человек подвержен плохому настроению, хандре. Он часто бывает мрачен, суров. Внешние события принимает с негативной оценкой. Учёные установили, что самые неподходящие для нас цвета – чёрный, серый, фиолетовый.
Человека, который останавливает свой выбор на мебели светлых тонов, имеющей инкрустации и различные украшения, с большой долей уверенности можно отнести к оптимистам, людям, хорошо воспринимающим юмор, имеющим высокую устойчивость к стрессовым ситуациям, агрессивности.

«Помни это каждый… Знай любой…» (В.М.)

Законы видеоэкологии, как и любые другие законы природы объективны и оказывают влияние на человека независимо от его знаний, желания и воли. Но всё же человек, вооружённый знаниями наименее уязвим и подвержен негативному воздействию окружающей среды.

Некоторые основные законы видеоэкологии:
- алфавит икон, составляющих интегральное изображение, должен быть максимально большим;
- необходимо, чтобы в наблюдаемом изображении было достаточное количество точек, обеспечивающих функционирование механизма саккад. А саккады, по утверждению доктора биологических наук, директора Московского Центра «Видеоэкология» Василия Антоновича Филина, определяют всю психическую деятельность человека;
- пространственные спектры изображений мебели должны быть максимально полными, что достигается большим разнообразием зрительных элементов;
- изображения мебели не должны создавать на сетчатке глаза больших гомогенных зон, вызывающих напряжение в работе тех зон мозга, которые ответственны за психику человека.
Все эти законы выполняются только тогда, когда мебель светлых тонов украшена инкрустацией или резьбой, а обивка жёлтого, зелёного, розового или Экология сегодня голубого цвета имеет сложный узор. Тёмный цвет мебели и обивки, её форма, в которой много прямых линий, острых углов, больших однородных поверхностей, недостаточно разнооб-разие повторяющихся зрительных элементов, повышают потенциал агрессивности человека. Агрессивность же опасна именно тем, что возникает на уровне подсознания и не может управляться разумом. Со временем это приводит к нервным срывам, беспричинному беспокойству, конфликтности, стрессам. Эти состояния в свою очередь являются факторами, запускающими разрушающее здоровье механизмы многих соматических заболеваний. Подобные заболевания плохо диагностируются и, как правило, истинную их причину врач не обнаруживает. Кроме того, происходит разбалансировка работы зрительного анализатора и, как следствие ухудшение зрения.

«Это – очень хорошо и большим и детям». (В.М.)

Фёдор Михайлович Достоевский написал замечательную фразу «Красота спасёт мир». Вероятно, каждый мечтает о том, чтобы жить в красоте и гармонии. И каждый второй человек на вопрос: «Какой он хочет видеть мебель?»,- отвечает незатейливо: «Красивой». Но что такое красота? И имеет ли она какое-либо отношение к видеоэкологии, к моде? Вопрос о красоте до сих пор остаётся в большой мере чисто дискуссионным. Древнегреческий философ Аристипп (2-я половина 5-го века – начало 4 века до н.э.), ученик Сократа и один из родоначальников гедонизма говорил, что нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного в природе: всё это определяется установлением и обычаем. С тех пор прошло около 2,5 тысяч лет, а споры вокруг определения прекрасного, красивого и безобразного не утихают до сих пор. До сих пор учёные не установили единого критерия красоты.
Одни учёные (доктор наук Филин Василий и его школа) считают, что в основе красоты лежит не эстетический вкус, а вполне конкретные физиологические реакции, общие для всех людей. Другие (профессор Сергей Савельев) считают: вся красота имеет чёткую биологическую подоплёку. Красота для мозга, по их мнению, это то, от чего мы испытываем удовольствие, то есть то состояние, в котором мозг начинает вырабатывать «гомоны счастья» эндорфины. Эта теория перекликается с учением гедонистов (гедонизм – от древнегреческого hedone – наслаждение, удовольствие), считавшие наслаждение главной целью и стимулом человеческого поведения. Третьи (учёные изучающие и развивающие видеоэкологию телевидения) полагают, что красота – интегральная оценка сигналов от всех участков мозга, и зрительного, и слухового, и тактильного, и обонятельного и других). При этом важную роль играет информация, заложенная в памяти и подсознании. Оценка степени красоты зависит не только от количества вырабатываемого эндорфина, но и важности информации, получаемой от оцениваемой иконы, для механизмов прогнозирования. Красивое, оценённое, как таковое по интегральному критерию, не противоречит законам видеоэкологии. Как правило, оно же входит в перечень модных предметов, из которых всегда можно выбрать что-то не противоречащее науке.

«…загляденье просто!» (В.М.)

О моде очень точно и ярко сказал Самюэл Батлер, английский писатель: «Дураки выдумывают моду, а умные поневоле ей следуют». Согласно Большому энциклопедическому словарю мода, - «непродолжительное господство определённого вкуса». Важным является слово «господство». Мода диктует человеку, причём исключительно навязчиво, что красиво, а что нет, подавляет индивидуальность и подравнивает всех людей. Вкус, конечно, дело чисто субъективное. У каждого индивидуума свой собственный, сформированный многими обстоятельствами вкус. Он возникает как результат осмысления окружающей визуальной среды, зависит от образования, окружения человека, степени его внушаемости. Важное, иногда решающее значение, формирующее отношение индивида к какому-нибудь изображению, имеет психофизиологическое состояние (наличие болезней, настроение и т.п.) человека в момент восприятия. В 20-м веке и в наши дни основными факторами влияния стали телевизионные передачи и рекламные клипы. Наиболее незащищённой категорией являются дети. Влияние телевидения и рекламы особенно велико из-за того, что всё шире для воспитания у потребителей выгодного для торговли вкуса, а соответственно отношения к внедряемой моде применяются методы нелинейного лингвистического программирования (НЛП). Обыватель не может самостоятельно оценить или хотя бы зафиксировать факт воздействия на него методами НЛП. Пристрастия и оценки «хорошо-плохо» формируются непосред-ственно в их подсознании.
Поэтому люди часто не в состоянии объяснить, почему им нравится то или иное изделие, та или иная мода. Целенаправленно сформированная мода совсем не нейтральна для психостатуса человека. Находясь под воздействием такой моды, человек не обращает внимания на её возможные негативные стороны. Во-первых, воздействие через механизмы НЛП снижают способность человека принимать истинно самостоятельные решения, снижая уровень мышления, во-вторых, к сожалению, редко кто задумывается о том, что модные изделия зачастую создают видеосреду, которая нарушает многие законы видеоэкологии. И тем самым разрушают психику человека. Огромное количество агрессивных элементов визуальной среды, непрерывное наблюдение гомогенных изображений, несанкционированное воздействие НЛП, вносят свой немалый вклад в причины постоянного роста нервно-психических заболеваний среди населения. Переменчивость моды ведёт к непрерывным и значительным затратам в попытке не отстать от неё. Хорошая метафора моды – анекдот о заключённых в тесной тюремной камере: поворот на другой бок ночью происходит по команде. Так и в моде переход от одной моды к другой происходит по воле некоторой группы людей, но не потребителя.
Психология модного человека, активно навязываемая СМИ: я – не хуже других, не хочу отставать, хочу быть даже впереди всех, я достоин самого лучшего. Слепое следование моде, существующее как попытка быть оригинальным, не похожим на других, приводит к обратному – почти к полной одинаковости. Мода – враг индивидуальности.
Она далеко не всегда тождественна полезности. Чаще наоборот.
Господство моды, даже относительно непродолжительное, приводит к выработке по законам психологии привычки к определённому виду предметов, то есть к консерватизму при их выборе. Переход к новой моде – для большинства психологический удар, в той или иной степени болезненный.

«Буду делать хорошо, и не буду – плохо». (В.М.)

Из вышесказанного очевидным становится то, что специалистам, которые, формируют моду на предметы и вещи, которые занимаются разработкой моделей мебели рисунков обивки, стремятся сделать её красивой и хорошо продаваемой, следует внимательно изучать видеоэкологию, дабы не наносить вред своими супероригинальными решениями в области дизайна, не создавать повсеместно агрессивную видимую среду. Собственно и любому человеку, следуя моде, стоит так или иначе учитывать законы видеоэкологии при создании интерьера квартиры, ресторана, магазина или офиса.

ХРАМОВА ЕЛЕНА

Генри Форд неправ?

Журналом «Fortune» лучшим бизнесменом прошедшего 20 века признан инженер, промышленник, изобретатель, миллиардер Генри Форд. Его жизнь до сих пор пример особенно удачной деятельности, принесшей ему более миллиарда долларов. Этот человек прославился не только успехами в бизнесе, но и точными острыми мыслями – афоризмами, высказанными по самым разным поводам. Известно его высказывание о том, что запчасти для людей природой не предусмотрены. Действительно, природой – нет, но человек в своём развитии достиг таких высот, что придумал и создаёт их сам. Попробуем подробнее выяснить, в чём же он, Генри Форд оказался неправ.

Общеизвестно – практически все техногенные достижения человечества зарождались первоначально в головах фантастов. Затем по мере развития науки и техники превращались в реальность. Считается, что фантастика - это квинтэссенция соединения мечты и реальности, и служит направляющей развития научно-технического и технологического прогресса. С этим трудно не согласиться. Ведь многое из придуманного фантастами прошлого уже стало или начинает становиться реальностью. Однако пути реализации и развития своих идей они чаще всего предвидеть не могли. К примеру, появление в книгах, на кино- и теле- экранах биороботов и андроидов заставило нас поверить в то, что очень скоро человечество сможет создавать машины, полностью идентичные людям. Однако мы не замечаем такого факта, как движение прогресса и по пути скорее обратному. Люди сами из себя превращают в мыслящие машины. Не все согласятся назвать это прогрессом; определят такое движение скорее как регресс. Но факт остаётся фактом. Немалую роль в нём играют успехи в создании композитных материалов.
В России и за рубежом есть научные центры, занимающиеся синтезом и исследованием материалов, предназначенных специально для медико-биологических целей. Созданы образцы искусственного человеческого сердца, изготовленные, в том числе с применением композитных материалов. Несмотря на то, при первых опытах пересадки такого искусственного сердца иммунная система отторгала его, опыты настойчиво продолжались и в настоящее время близки к успешному завершению. Есть все основания полагать: очень скоро человек с сердцем из композитных материалов не будет вызывать удивления.
Современная стоматология уже не мыслима без композитов. Преимуществами этих материалов перед многими другими пломбировочными и ортопедическими материалами являются очень высокая прочность, простота подбора эстетических характеристик, технологичность выполнения с их помощью протезирования и реставрации зубов. Типичными наполнителями стоматологических композитов являются аморфный кремнезём, кварц, бариевое стекло, стронциевое стекло, силикат циркония, силикат титана, оксиды и соли других тяжёлых металлов, полимерные частицы. В середине прошлого века учёным удалось получить материал, который кардинально отличался по своим физико-химическим свойствам от акриловых пластмасс. Композиты, используемые в стоматологии, отличаются от пластмасс наличием третьего компонента, соединяющего разнородные по химической структуре вещества в один материал. Преимущество композита в том, что он является инертным веществом и не обладает токсичностью. На этом материале уже «выросло» целое поколение врачей-стоматологов, успешно освоивших технику косметической реставрации.
Такая «щекотливая» тема для женщин, как увеличение или подъём груди с помощью хирургического вмешательства, тоже сейчас не обходится без рассмотрения композитных материалов.
В медицине всё больше внимания уделяется возможности бесшовного, клеевого соединения тканей в ходе хирургических вмешательств. Создаются и испытываются современные клеевые композиции различного состава. Так, разрабатываются технологии применения медицинских клеев при операциях на сетчатке глаза. При опытах на кроликах-шиншиллах использование композитных клеев показало отличные результаты.
Как показывает статистика, наше общество «стареет», а значит, неизбежно растёт число различных переломов костей у стариков. Да и молодёжь стала по разным причинам чаще страдать остеопорозами, повреждениями костной ткани, требующими протезирования. До сих пор считалось, что лучшим материалом для имплантантов является титан. Но ткань, которая должна нарастать поверх титана, часто делает это неохотно, так как, эволюционируя человеческий организм с титаном никогда не сталкивался. Считается, в данном случае помогут имплантанты из композитных материалов, тем более, что наши кости по своей структуре представляют собой самый настоящий природный композит. В костной ткани роль матрицы выполняют эластичные фибриллы, а армировки – кристаллы гидроксиапатита. Уже сейчас в ходе экспериментальных исследований выяснилось: там, где применяется композит, кость зарастает в два раза быстрее. Более того, со временем композитная кость не только приживается, но и под действием физиологических процессов превращается в настоящую кость. Сейчас в нашей стране только для челюстно-лицевой хирургии требуются десятки тысяч имплантатов в год, а для ортопедии на порядок выше. Существует большая потребность приживающихся в человеческом организме полимер-минеральных композитов.
Нейрохирурги способны заменять как костные структуры (тело позвонка), так и соединительнотканные (межпозвонковые диски). Применяющиеся для этого имплантаты состоят из композитного пористого и цельного титана с возможностью коррекции позвоночно-двигательного сегмента. С помощью протеза возможна не только замена дефекта тел позвонков, но и восстановление анатомических, функциональных параметров позвоночно-двигательных сегментов спинного мозга.
Мы стоим на пороге создания искусственной кожи человека, которая будет представлять собой композитный материал. Исследования в этой области проводятся серьёзные и многообещающие. Малоизвестный факт: искусственная кожа помогла спасти человека, у которого было обожжено почти 98% кожного покрова! Более того, искусственная кожа, состоящая из полимеров и углеродных нанотрубок, позволит прооперированным людям чувствовать тепло, холод и давление.
Итак, сердце, кости, кожа, глаза… Мы можем заменить все эти органы? Заменить пока не можем. Мы можем пока в той или иной степени их восстановить. А в будущем, бесспорно, сможем и это успешно делать. Так что прогресс науки и техники показал, что Генри Форд оказался не совсем прав, ведь о композитах в его время можно было только мечтать.

Заведеев Сергей

Hosted by uCoz