Своими руками

СТРАСТИ ПО ВЫШИВКЕ

Художественная вышивка – распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором нитками выполняется узор или изображение ручным или машинным способом. Этот вид искусства возник очень давно, его корни уходят в глубину веков.
Казалось бы, что может быть спокойнее, тише и скучнее этого занятия? Где буря страстей? Где шквал эмоций? Где? В вышивке…! Вышивка полна эмоций, страстей, переживаний, тайн. Этот вид декоративно-прикладного искусства вплотную переплетается с политикой, бизнесом, медициной, религией и даже поисками кладов и войнами.

ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ

По-преданию, вышивку придумала греческая богиня Минерва. Одной заниматься таким рукоделием ей быстро надоело, и она стала обучать простых греческих женщин. Наибольших успехов в учёбе достигла девушка по имени Арихна, дочь красильщика тканей. Арихна стала вышивать так хорошо, что вскоре превзошла в мастерстве свою божественную учительницу. Это задело самолюбие своенравной Миневры. Жители Древней Греции стали восхвалять мастерство Арихны, а боги насмехаться над Минервой. Чтобы доказать, что простые смертные не могут ни в чём превзойти богов, Минерва предложила устроить соревнование – сделать вышитые картины на тему жизни богов, что ей было более знакомо, чем простой девушке из трудовой семьи. А судьи кто? А судьи самые лучшие – боги.
Картины решили делать красочные большого размера. Минерва была так уверена в своей победе, что работала не очень старательно, между чашками нектара. Жизнь богов, которую она пыталась изобразить, она знала досконально с детства, да и на судей надеялась: помогут, не засудят свою. А Арихна подошла к делу с научной организацией труда. Взяла лучшую ткань, которую специально выкрасил для неё отец, отобрала наикрасивейшие нитки, продумала сюжет, композицию и стала трудиться ночи напролёт, а днём поднималась на гору Олимп и присматривалась, изучала, запоминала, как живут боги. Ходила на натуру, на плэнер, как позднее станут говорить французы. Жизнь богов ей понравилась. Захотелось так же беззаботно и легко жить. В общем, идеализировала, приукрасила небожителей, сделала их ещё более умными, красивыми, сильными.
Лесть нравилась всегда и всем. И, когда были окончены работы, боги, естественно, отдали предпочтение красивой работе Арихны. А картина Минервы им показалась скучной, чересчур реалистичной и даже с налётом некоторой сатиры. Власть предержащие всегда недолюбливали различных салтыковых-щедриных в любых областях искусства. Стали боги восхвалять победительницу, пировать в её честь, правда, пригласить на торжество дочь красильщика забыли…
Минерва тоже не участвовала в торжествах. Она не простила своё поражение. День и ночь думала, как отомстить ненавистной сопернице. И когда боги перепились хмельного нектара, разъярённая Минерва ночью прокралась в жилище Арихны, ударила её челноком по голове и превратила в паука, чтобы та не смогла повторить прекрасное произведение. И теперь, увидев в углу своей квартиры паутину, не спешите вставать в один ряд с Минервой и Иваном Грозным, и смахивать её веником, лучше с гордостью показывайте кружева гостям. Может, вашу квартиру украшает великолепное произведение искусства, созданное неповторимым самородком.
Далее история вышивки была не менее кровожадна. В «Илиаде» Гомера рассказывается, что прекрасная Елена была известна не только своей красотой, но и как великолепная вышивальщица. Поэтому, возможно, её похитили не только из-за красоты, но из-за её ремесла. Похититель Парис был большим ценителем настоящего искусства и, возможно, первым коллекционером вышивки. Он решил украсть не только работу, но и мастерицу. Будь она стара или некрасива, он похитил бы только вышивки, и тогда одной войной в античном мире было бы меньше. После троянской войны прекрасная Елена сидела печальная на балконе и на белоснежном полотне вышивала сцены битв Троян с греками.
Ещё больше крови из-за вышивки пролил Александр Македонский во время своих походов в Индию и Азию. Страбон описывает удивление воинов Александра Македонского при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Точно известно, что владельцы таких одежд и тканей не хотели добровольно расставаться со своим имуществом, а Александр Македонский не привык упрашивать.
Коллекционировать вышивку или носить роскошно вышитую одежду – удел людей обеспеченных. Вышивка – работа трудоёмкая, кропотливая и очень красивая. Первые сохранившиеся вышивки были обнаружены на египетских мумиях, людях явно не бедных.
Первые вышивки делали только шерстяными и золотыми нитями. Позднее, когда в Индии обнаружили хлопок, стали вышивать хлопком. Хлопком с примесью бумаги вышивают до сих пор. Ещё позднее начали вышивать серебром. Но такого ассортимента ниток не хватало, чтобы делать красивые работы. Вышивальщицы Византии и Европы требовали красивых ниток, но шёлк был только в Китае, а скрытные китайцы не хотели делиться секретом изготовления шёлка. Европейцы знали только, что шёлк делают с помощью каких-то червей. Многочисленные опыты с обычными дождевыми и прочими червями никаких результатов не дали и поэтому император Юстиниан, возможно, по просьбе вышивальщиц прибег к хитрости: отправил в Китай двух шпионов под видом богомольцев, и они тайком, в бамбуковых посохах доставили несколько полуживых шелковичных червей. Так Европа узнала секрет изготовления шёлковых нитей.
Сейчас придумано много других ниток: лавсан, капрон, нейлон и каких-то особо прочных с непонятной маркировкой «ЛХ». Как специалист, скажу, что работать с новоизобретёнными нитками трудней, чем с появившимися много столетий назад.
После смерти Арихны страсть к богатым вышивкам быстро распространилась у чиновников Древней Греции и Рима. Она доходила до таких чудовищных размеров, что правительства делали попытки запретить или хотя бы умерить эту безумную роскошь. Но все попытки оказались безуспешными. Наоборот, чиновники начали украшать ещё и свои средства передвижения: расшивали конские сбруи и сёдла.
В другое время и в другом месте пророк Езекиль осуждал своих высокопоставленных современников за неуёмную роскошь в украшениях и вышивках, но все его призывы услышаны не были.
Образец самой старой вышивки в России хранится в Эрмитаже. На шерстяной ткани вышиты зелёные и жёлтые пальмы (откуда в России пальмы?). Это произведение датируется 300-ми годами нашей эры. В Европе, в Баварии, хранится более «молодая» вышивка. Её достали из могилы епископа Гумберта. А он умер в1062 году. На полотне изображён император Константин верхом на белом коне. Ему поклоняются две женщины и подносят шлем воина и лавровый венок.
Когда расшили сёдла и сбруи, народ стал думать, что ещё можно украсить нитками? И в Азии придумали. Стали расшивать всё: от сапог, до сабельных ножен. Гарун-аль-Рашид подарил Карлу Великому более мирную вещь – роскошно вышитый шатёр. (Интересно, ночевал ли Карл в таком жилище или нет?). Наверное, ночевал, так как он после этого дал сильный толчок развитию этого искусства в Европе. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и дочерей, стали хорошо вышивать.
Карл Великий отобрал это великолепное искусство у простых ремесленников, наследников дочери красильщика Арихны и снова передал избранным. Разрешил обывателям вышивать примитивные орнаменты простым крестиком, а знати можно было вышивать гладью портреты, пейзажи, натюрморты и картины с сюжетами из Библии.
Спрос на роскошную вышивку был велик и светские дамы не успевали удовлетворять свои потребности в прекрасном. И поэтому Гизелла, сестра Карла, срочно основала несколько монастырей в Провансе, в которых давали уроки вышивки монахиням. Позднее это трансформировалось в церковное шитьё, дошедшее до наших дней. И сейчас на священнослужителях можно увидеть роскошно вышитые облачения, украшенные каменьями и жемчугами.
В эпоху Возрождения совершенство вышивки при дворе Лоренцо Медичи достигло высочайших вершин. Лучшие художники, в том числе и великий Рафаэль, делали рисунки, по которым вышивала Екатерина Медичи со своими дочерьми и кузинами де Гиз и Марией Стюарт. Любила вышивать по канве мелким швом Мария Антуанетта.
Чтобы не обращаться каждый раз к художникам за рисунками, стали печатать книги с образцами выкроек. Первую книгу напечатали в 1527 году (!), но рисунки были чёрно-белые, а вышивальщицы старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. И Генрих IV создал для этих целей первый в мире ботанический сад. Но учёный маркиз Гюи де ла Бросс не умел вышивать, он приходил полюбоваться на знатных дам с пяльцами в руках, изучающих цветочки. Однако, дамы были так увлечены вышиванием, что не обращали внимания на пламенные взоры маркиза. Тогда с горя учёный-медик Гюи де ла Бросс стал рассматривать не менее прекрасные цветы, привезенные из разных стран и заметил, что среди них много лекарственных растений. Дамы по-прежнему не обращали на него внимания, и огорчённый медик полностью переключил своё внимание на изучение растений и их целебных свойств. И достиг в этом больших результатов.
Таким образом, вышивка помогла сформировать новую науку фармакологию, помогла медицине и науке в целом.
В России вышивка появилась, возможно, в первые столетия от Рождества Христова. Наши древние царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключённые в терема и окружённые сенными девушками, воспроизводили самые причудливые и богатые вышивки шелками и золотом с примесью бус, жемчуга и самоцветных камней. Особенной роскошью отличались вышивки на сарафанах, кокошниках и других головных уборах.
В «Домострое» похвалили это занятие: «вышивание – это работа, требующая большой усидчивости и терпения и вырабатывающая характер».
Позднее, в XIX веке в России была развита вышивка в основном у помещиков, где ею занимались крепостные девицы. Царь Александр II нанёс большой удар по этому древнему искусству. После отмены им крепостного права в 1863 году, крепостные девицы перестали заниматься тяжёлым, нудным и скучным делом – вышиванием, а занялись более лёгкой работой: пахать землю, косить сено, пасти коров и т.д. В вышивке получился длительный застой и упадок. Только через много лет коллекционеры вышивки и искусствоведы возродили это ремесло. Появился спрос на русскую вышивку и в начале XX века до революции начали открывать профессиональные школы и артели.


СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ

Теперь расскажу немного о себе. Как я, А.А.Боровой, мужчина среднего возраста, роста выше среднего ( 190 см), в прошлом комсорг, профорг и спортсмен, в здравом уме и мало пьющий, страстный автолюбитель продолжил семейную традицию занятий вышивкой.
Изучая семейную хронологию, я убедился, что все предыдущие поколения предков, в основном мужчины, так или иначе, оставили свой след в искусстве вышивки. По отцовской линии об этом гораздо меньше сведений. Только достоверно известно, что мой дед А.А.Боровой – глава московских анархистов и друг Кропоткина, заказывал вышивать чёрные знамёна с незабвенным черепом и перекрещенными костями и лозунгами: «Анархия – мать порядка» и «Бей белых, пока не покраснеют…» - дальше вы помните.
А про материнскую линию сибиряков Григорьевых следует рассказать подробнее.
Мой прадед Даниил Григорьев воевал на фронтах Первой Мировой войны. Это был здоровый мужик двухметрового роста, косая сажень в плечах. От двух жён имел 12 живых детей. Но немцы применили газовую атаку, и Данила вернулся в своё таёжное село инвалидом. Здоровье было потеряно безвозвратно, и он не мог, как раньше, валить лес, корчевать пни, а зимой уходить в тайгу на охоту. Устроился молодой инвалид работать бакенщиком на реке. Денег получал мало, голодных ртов было много. Поэтому он нашёл занятие по силам: в свободное время сидел дома и вышивал крестиком рубахи и сарафаны, расшивал для тунгусов бисером унты и кухлянки. Работы были красивые и качественные. Слава быстро обошла соседние сёла и стойбища. Приезжали заказчики даже из города. И прадед в начале XX века создал первую в Сибири артель. Но Георгиевский кавалер не был приучен к бизнесу, не мог брать много денег за работу и средств всё равно не хватало. К тому же родились новые дети. Для дополнительного пропитания Данила ловил рыбу, стрелял уток. Потроша очередную утку, нашёл в её зобе крупинки золота. Следует сказать, что утки и куры глотают камушки, стекляшки, чтобы они помогали перетирать в желудке пищу. И золотые крупинки охотники часто находили в желудках уток, но невозможно было узнать, где эти перелётные птицы заглотали самородки. Но у этой утки золото было не в желудке, а в зобе. Значит, она недавно проглотила эти крупинки. Данила принялся изучать, откуда прилетели эти птицы, из-за какой сопки, с какого ручья. Выследил. Пошёл по следу. И в конце долгих поисков набрёл на золотоносный ручей. К добыче золота привлёк всё своё многочисленное семейство. В начале использовали для промывки домашнюю утварь – тазики, кастрюли и даже сковородки. Потом соорудили дутарку. Добыча золота увеличивалась. Появились первые приличные деньги. Но они не вскружили деду голову; на эти средства он приобрёл промывочную машину – драгу. Тоннами промывал землю, но ручей оказался не очень богатый, и его запасы истощались. Безграмотный Данила нанял геологов для поиска драгметалла в других речках. Геологам не удалось найти золотоносные ручьи, пригодные для промышленной разработки. Точнее, золото было везде, но его добыча обходилась дороже себестоимости. Неожиданно геологи в горах нашли жильное золото. Как корни дерева в скалу вросло золото, но дробить скалы кирками и кувалдами было невероятно трудно, хотя жёлтого металла было много. Прадед купил взрывчатку, нанял взрывников, и добыча пошла. Но взрывчатка дробила скалу на щебёнку, а нужно было камни перетирать в песок. Такое оборудование стоило неимоверно дорого. Тогда прадед выведал, что золото из камней можно добывать ртутью. Ртути нужно было очень много. В стране, разорённой войной, нельзя было приобрести нужное количество. Тогда мудрый Данила сообразил, что ртуть есть в обычных медицинских градусниках; и он отправил гонцов во все концы страны скупать термометры. Вскоре по всей восточной Сибири нельзя было приобрести ни одного такого медицинского прибора.
Прадед очень быстро богател. У него было уже три шахты, и он смог купить самоходную баржу. В те времена в Сибири иметь личную баржу было также престижно, как сейчас дорогую иномарку.
Тем временем началась революция 1917 года, а за ней раскулачивание. Не долго думая, прадед создаёт мобильный, хорошо вооружённый отряд, чтобы отстаивать своё право хорошо жить. Шла гражданская война. Колчак отступал из Омска на восток, захватив с собой огромное количество золота. На пути встал Иркутск, где красные захватили власть. Проехать, минуя Иркутск, было невозможно. Колчак оказался в ловушке, и в районе Нижнеудинска был захвачен в плен. Большие запасы золота, которые он вёз с собой в эшелоне, исчезли. В те же самые дни в родной деревне д

КУЛИНАРНЫЕ СОВЕТЫ

• Мясной бульон получается светлым, если его готовить на слабом огне.

• Разогревая блюдо с жареным луком, добавьте к нему свежеподжаренный лук. От этого оно будет, как только что приготовленное.

• Запеченное в духовке мясо не пересушится, если поставить на дно духовки емкость с водой.

• Чтобы отварное мясо было сочным, сырое опустите в кипящую воду, а затем уменьшите огонь, чтобы вода лишь слегка бурлила.

• Если печень на пару минут опустить в кипяток, с нее легче будет снять пленки.

• Зелень дольше останется свежей, если, не моя, ее положить в банку и накрыть крышкой.

• Блюда из манной крупы будут пышнее, если предварительно замочить манку на полчаса в воде.

• Рыба, замоченная в воде с добавлением уксуса, будет чиститься легче.

СОВЕТЫ САДОВОДАМ

• Расстояние между деревьями в саду зависит от их сорта. Став взрослыми, они не должны затенять друг друга. Между кронами нужно свободное пространство не менее полуметра. Приобретая саженцы, поинтересуйтесь, каких размеров они достигнут, будучи взрослыми. Между рядами оставляют расстояние, равное высоте кроны, не считая штамба. Если этого не сделать, то со временем нижняя часть деревьев будет затеняться и утратит силу роста. Не спасет и обрезка.

• Для небольших садов рекомендуются уплотненные посадки, но это не означает жизненного пространства между деревьями. Например, яблони можно посадить между кустами смородины. К тому времени, когда они подрастут, смородина состарится, и ее можно выкопать. А на приствольных кругах вишни, сливы или яблони, насыпав плодородный слой земли, сеют горох, бобы, фасоль, салат, редис, пряные травы. Около малины хорошо растут огурцы, тыква, кабачки, морковь.

• А вообще на небольшом участке лучше выращивать карликовые или полукарликовые деревья, которые требуют меньше земли. Опытные садоводы ягодные кустарники формируют штамбом. Как штамбовые деревья, выращивают и декоративные кустарники.

Рекомендуем сажать следующие сорта яблонь:

1. Мелба и Лобо – самые вкусные (эталонные) сорта – плодоносят на 4-ый год; - 2 дерева;
2. Народное – естественный карлик, плоды зелено-желтые ~100 грамм; сохраняются в холодильнике до января; завязь даже при неблагоприятных условиях; плодоношение на 2-й год после посадки; высокая продуктивность; позднелетний сорт – 2 дерева;
3. Грушовка Московская – плодоносит на 4-ый год; устойчива к морозам;
4. Коричное полосатое, плодоносит на 10-ый год, устойчива к морозам;
5. Антоновка обыкновенная - плодоносит на 8-ой год; устойчива к морозам;
6. Белый налив – плодоносит на 4-ый год;
7. Мекинтош – эталонный вкус;
8.Орлинка – раннее летнее; высокая зимостойкость; устойчива к парше;
9. Орловим – зимостойкое; среднерослый сорт; плоды -165-190 грамм – вкуснее Мелбы;
10. Пепин шафранный.




НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

РЕЦЕПТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ

От ангины.

1Луковый сок репчатого лука, 1ложка на ночь, детям – одна чайная ложка на ночь.
2. Пожевать гвоздику.

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВОЛОС

2 столовые ложки крапивы на стакан кипятка.2-3 минуты кипятить. 0,5 часа настаивать. Затем нанести на волосы.

ОТ КАШЛЯ

1 часть богульника и 3части крапивы – заварить, охладить и пить по 1 столовой ложке.

ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Приложите к голове несколько осиновых кружков. Боль через некоторое время ослабнет.

ПРИ ОТЕКАХ ВО ВРЕМЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Лекарственный сбор № 1.

(5-6 г сбора заваривать 200мл кипятка.
Принимать: по 40мл 4 раза в день за 10-15 мин до еды).
1. Береза белая, лист – 10 г;
2.Роза белая, лепестки – 10 г;
3. Донник лекарственный, трава – 10 г;
4. Мордовник обыкновенный, плоды – 10 г;
5. Солодка голая, корень – 10 г;
6. Липа серцевидная, цветки – 20 г;
7. Малина обыкновенная, плоды – 20 г;
8. Душица обыкновенная, трава – 20 г;
9. Мать-и-мачеха, лист – 20 г;
10. Подорожник большой, лист – 20 г;
11. Хвощ полевой, побеги – 30 г;
12. Буквица лекарственная, трава – 30 г;
13. Укроп огородный, трава и семена – 30 г;
14. Анис, плоды – 30 г;
15. Мелисса лекарственная – 30 г;
16. Пустырник пятилопастный, трава – 30 г;
17. Боярышник кровяно-красный, цветки, плоды – 40 г;
18. Шиповник, плоды (истолочь) – 50 г;
19. Бессмертник песчаный, трава – 50 г;
20. Сушеница болотная, трава – 60 г.


Главные компоненты:
- сушеница болотная;
- боярышник кровяно-красный;
- бессмертник;
- донник.

Лечение: 1 год с перерывом в 5-10 дней каждые полгода.

Hosted by uCoz