|
Собеседник
|
Секрет красивой женщины – он прост!
Один из старейших театров Москвы, театр Российской армии во все времена славился мастерами, имена которых навсегда остались в истории русской культуры – Раневская, Сазонова…А имена наших современников - Зельдина, Покровской, Касаткиной, Пастухова, Голубкиной, Чеханкова известны и старым и малым. Эти люди любимы не одним поколением россиян. Надо отметить и блистательных молодых артистов, которые учатся у корифеев театра. Находясь среди таких талантливых людей, Главный администратор театра не смогла остаться в стороне от творческого процесса, и вышла на сцену в качестве автора-исполнителя. Будучи от природы человеком одаренным, Людмила Мальцева создает свой собственный неповторимый сценический образ.
«Секрет красивой женщины» - концерт и новый альбом с таким названием в 2008 году представила публике Главный администратор Российского театра армии Людмила Мальцева. Она пишет замечательные стихи, музыку и сама исполняет свои песни. Сегодня Людмила любезно согласилась ответить на несколько вопросов нашего редактора.
--- Людмила, Вы были чемпионкой Владивостока и Приморского края по фигурному катанию, учителем химии, администратором в симфоническом оркестре и вот теперь - более 10 лет в театре Российской армии. Как же так получилось, что от преподавания в школе Вы пришли в симфонический оркестр, а потом в театральную жизнь?
- Это всегда было со мной, творческая среда была мне близка, сколько себя помню. И в школе и в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ) я всегда занималась организацией вечеров, смотров самодеятельности, сама вела эти вечера, выступала в роли массовика-затейника. После университета я долгое время преподавала химию в общеобразовательной школе. Потом как-то друзья пригласили меня поработать администратором в симфонический оркестр. И вот с этого дня моя жизнь круто изменилась, она стала непосредственно соприкасаться с творчеством: театры, оркестры, музыка. Когда мы с мужем и сыном переехали в Москву, то первое, что я сделала на новом месте, - стала искать место администратора в театре. Поступило сразу четыре предложения в разные театры. Мне повезло: я попала в Театр Российской армии. Пришла с большим желанием работать, и видимо, мой настрой почувствовали руководители театра: начальник театра Виктор Иванович Якимов и его заместитель по зрительской части Виктор Тихонович Столба, и взяли меня в театр.
---Как Вам работается в театре, такой хрупкой, нежной, ведь кругом одни военные? Вам сложно?
-Военных здесь не так много, только руководство. Весь остальной персонал, работники всех служб, а также актеры не носят погоны, они гражданские люди. Это очень обманчивое мнение, что в нашем театре играют исключительно военные. У нас те же выпускники театральных училищ работают, что и в других театрах. И ничего сложного в работе под руководством военных нет. Они всегда хорошо относились к женщинам, с уважением и почтением, поэтому, придя сюда, я с первых дней поняла, что это «мой» театр. Я не люблю анархию, не люблю дезорганизованность. Наш театр очень серьезный, все хорошо организовано, здесь мне радостно и комфортно работать.
--- Вы говорите, военных немного, а что же за название такое у театрального подъезда «танковый»? Как оно появилось?
- В советские времена, давно еще в 40-60 годы в репертуаре театра было 90% спектаклей на военную тему. Режиссеры нашего театра всегда были сторонниками качественной подачи спектаклей. И с точки зрения костюмов, и с точки зрения декораций, не шли по короткому и легкому пути модернистских исканий. Если это эпоха Шекспира, значит, и костюмы и декорации должны соответствовать эпохе. Если это война, значит и декорации, костюмы и даже техника: самолеты, танки должны быть настоящими. Тогда у нас в спектаклях даже танки были боевыми. И вот танковый подъезд – это широченный, громадный подъезд, через который танки попадали на сцену. С тех времен и сохранилось это название. В наши дни там происходит погрузка декораций на гастроли.
---Как изменился репертуар театра с тех давних пор?
- Репертуар сейчас конечно значительно изменился. Военные спектакли есть, но их несравнимо меньше. Недавняя премьера «Соловьиная ночь» посвящена последней войне, Великой отечественной. Кроме того, «Давным - давно» - это хорошо известная зрителю история по фильму «Гусарская баллада». Пьеса была написана Александром Гладковым в 1942 году и предложена нашему театру, изумительную музыку сочинил Тихон Хренников. И в том же году, в эвакуации в Свердловске, состоялась премьера спектакля. Тогда Шурочку играла Любовь Добржанская. Эту постановку осуществил основатель театра, наш первый главный режиссер Алексей Дмитриевич Попов. Новую постановку, сделал ученик Андрея Алексеевича Попова (сына Алексея Дмитриевича), Главный режиссер театра Борис Афанасьевич Морозов. Та же нестареющая музыка Тихона Хренникова, тот же чудесный сценарий. Мне нравится, что Борис Афанасьевич ставит спектакли так, чтобы все детали соответствовали эпохе, о которой идет рассказ. Когда сидишь в зале, ты понимаешь, что это не наши дни, не переложение темы на современный лад, а что это именно 1812 год, именно в тот период происходили события, разыгранные на сцене. Это большой дар и режиссера и художника.
--- Как справляются молодые артисты со сложной и далекой от них темой отечественной войны?
- Во-первых, их учат в училище перевоплощаться. Ну и конечно, соседство на одной сцене с такими мэтрами, как Владимир Зельдин, Николай Пастухов, Людмила Касаткина, Лариса Голубкина, Алина Покровская – это не только особая ответственность, но и прекрасная актерская школа, помощь в овладении мастерством.
--- Вы упомянули Владимира Михайловича Зельдина. А я знаю, что Вы спорили с ним на тему Вашего творчества. Что это была за история, как он воспринял Ваши песни?
-Владимир Михайлович узнав, что я сочиняю песни заинтерисовался : «Говорят, Вы нам конкуренцию составляете?» Мы договорились встретиться в репетиционном зале. Я принесла кассету, еще с первыми аранжировками Анатолия Тихонова, сделанными во Владивостоке. Спела я тогда Владимиру Михайловичу 6-7 песен. Он внимательно послушал, ему понравилось. И вдруг говорит: «У тебя такие хорошие тексты, но ты их совершенно не умеешь подавать!» То есть он мне сделал замечание с точки зрения актера, мастера. Я должна подать текст, донести до слушателя. Но тут я с ним не согласилась. Одно дело поет песню артист, другое дело поет автор свою собственную песню. Мне кажется, что излишняя театральность в авторском исполнении не нужна. Поэтому я и позволила себе не согласиться с мэтром. Но он тоже не согласился и по-прежнему считает, что песню нужно подавать. Так мы и остались каждый при своем мнении.
--- Несмотря на разный подход к исполнительскому искусству, Владимир Михайлович продолжает проявлять доброжелательный интерес к Вашему творчеству, приезжает на концерты?
- Да. Первый концерт прошел в Центральном доме работников искусств, тогда мы выступали вдвоем с Татьяной Михиной. Я пела песни прошлых лет и свои. Владимир Михайлович был на этом концерте, специально приехал с дачи, хотя были майские праздники, выходные дни. В финале даже вышел на сцену и спел вместе с нами хором «Дорогие мои москвичи». И в этот раз, когда был мой сольный концерт «Секрет красивой женщины» Владимир Михайлович был на нем, потом сказал мне много теплых слов. Было очень приятно. Мнение такого человека для меня исключительно важно. На этом концерте мне помогали многие артисты и работники нашего театра. Ольга Богданова – читала мои стихи, Андрей Егоров и Вадим Пожарский - вели концерт, молодые артисты нашего театра: Татьяна Михина, Анна Глазкова, Юрий Сазонов, Сергей Смирнов, Ирина Киреева - танцевали, читали мои стихи и пели. В качестве зрителей в зале меня поддержали Николай Пастухов, Алексей Петров, Юрий Комиссаров, Алина Покровская, Герман Юшко, Александр Чутко, Наталья Курсевич и другие члены нашего театрального коллектива. Режиссёрами концерта были замечательный, талантливый режиссёр нашего театра Андрей Бадулин и артист Андрей Егоров. За пультом звукорежиссёра находился Александр Артемьев, художниками по свету были Андрей Абрамов и Владислав Волобуев, слайд-видео шоу обеспечивала Екатерина Табунцова. Это всё профессионалы, работники нашего театра. Спасибо всем!
--- Расскажите, почему Андрей Егоров, Вадим Пожарский и Андрей Бадулин вдруг перечеркнули Ваш сценарий во время обсуждения?
-Ну, не то чтобы перечеркнули, а, прочитав и одобрив, начали вычёркивать текст, который собственно предназначался для них. Я говорю, ребята, да вы что делаете, останетесь без текста, получится, говорить буду я одна!? Нехорошо. Ничего, не переживай, мы будем рядом, и этого будет достаточно, вот увидишь. И оказались правы, в нужные моменты они включались в мой рассказ о песнях, объявляли, добавляли что-то обо мне. На сцене сложилась уютная, почти домашняя атмосфера, мне было просто и спокойно.
---Как появляются песни, и как Вы определяете их жанр?
- Сложно объяснить… Я не знаю как это происходит, но рождается где-нибудь в метро или на лыжной прогулке строчка вместе с мелодией. Никогда не бывает отдельно, так чтобы я написала стихи и задумывалась над мелодией. Стихи и музыка как бы выплывают из души, поэтому, наверное, мои песни называют душевными. А что касается жанра, то это городской романс.
---Кто из известных исполнителей прошлого повлиял на Ваше творчество?
- Марина Ладынина, Любовь Орлова. Мне очень нравится их манера исполнения, может быть, я для себя что-то переняла от них. Я сторонница того, что песня должна, прежде всего, трогать душу. При этом у исполнителя пусть будет и не очень сильный голос, который не берет высокие ноты. Но через голос должны чувствоваться сердце, душа, вспомним например, Утесова или Бернеса.
---Как отнеслось руководство театра к такому «легкомысленному» увлечению Главного администратора театра, человека по определению серьезного?
-Спасибо за такой вопрос. Мне хотелось бы поблагодарить начальника театра Виктора Ивановича Якимова, который очень доброжелательно отнесся к моему увлечению, к идее концерта, всячески меня поддерживал и помогал. Без его участия концерт вряд ли бы состоялся. И, конечно, хочу выразить сердечную благодарность моему непосредственному начальнику Виктору Тихоновичу Столба. Он давно благосклонно относится к моему творчеству, идет навстречу, отпускает на творческие вечера, концерты.
--- Людмила, расскажите, пожалуйста, о дальнейших творческих планах?
- Увы, времени на собственное творчество часто не хватает. Осень у нас была заполнена гастролями: Санкт-Петербург, Белгород, Коломна, Воскресенск. Везде театр ждут, хорошо принимают. С успехом прошли длительные гастроли в Казани. Играли «Человек из Ламанчи», «Школа любви», «Приглашение в замок», «Волки и овцы», «Гамлет». Ездил громадный коллектив в 120 человек. Гастроли были сложные. Теперь закончен большой ремонт в театре, он стал еще красивее. Открыли сезон двумя замечательными премьерами «Давным-давно» и «Волки и овцы». Если говорить о собственных планах, то это будет сольный концерт в родном Владивостоке. По-прежнему пишу новые песни, планирую выпустить очередной сольный альбом.
--- И в заключение беседы, прочитайте, пожалуйста, Ваше стихотворение «Секрет красивой женщины».
-Не та красива,
Что красива телом и лицом,
А та, что кроме красоты лица и тела
Душою отзывается на всё.
К чему другие глухи то и дело.
До слёз её закат волнует и рассвет,
Чарует вид заснеженного леса,
Влечёт и манит лунная дорожка на реке
Порой ночной средь знойного бушующего лета.
Она всё слышит – птицу в вышине,
Шум моря, запах заблудившегося ветра,
И тихий голос песни вдалеке,
И крик отчаяния порвавшегося нерва…
И нет чужого горя для неё –
Волнует, беспокоит, сна лишает
Бесчестие, жестокость, глупость, зло –
Всё, что счастливыми быть людям так мешает!
И видишь это всё в её глазах…
В них – блеск ночной волны,
Загадочность заката,
И радость от восхода солнца и луны,
И всё в её глазах – всё, чем душа её богата!
Секрет красивой женщины – он прост.
Живи душа! Пылай, люби и мучайся!
Смотри на небо дальше, выше звезд…
Тогда, поверь, красивой быть получится!
--- Спасибо за интересный разговор!
Беседовала Елена Храмова.
Богатая география
Тринадцатая встреча цикла «Разные судьбы» прошла 29 апреля 2010 года в Центральном Доме Актера. Все встречи были организованы режиссером Павлом Тихомировым.
Актрису Стерлитамакского Государственного Русского Драматического театра, народную артистку Республики Башкортостан, заслуженную артистку России Валентину Бродскую в Гостиной ЦДА приветствовали московские коллеги и зрители. Вечер вела театральный критик Наталья Казьмина, признавшаяся во вступительном слове, что ее пленил «список ролей и география переездов актрисы».
Валентина Бродская работала на сценах Ташкента, Ферганы, Бугуруслана, Петропавловска-Камчатского (с 1971 года в Стерлитамаке), и везде Валентина Егоровна оказывалась не только первой актрисой театра, но и любимицей зрителей.
За годы своего служения Театру, артистка сыграла ряд ролей, о которых только могут мечтать артисты: «Странная миссис Сэвидж», Эухения в «Деревья умирают стоя», Медея, Панова в «Любови Яровой», Сваха в «Женитьбе», Ганка в «Морали пани Дульской», Гелена в «Варшавской мелодии», Луиза в «Коварстве и любви».
- Каким было начало вашего творческого пути, почему вы решили стать актрисой?
- Я вообще лет до 12 не знала, что такое театр или кино. В нашей послевоенной деревне ни о чем подобном и мечтать было нельзя! Когда я впервые увидела театр, у меня было потрясение: я соприкоснулась с искусством. Старший брат вывез меня из деревни в солнечную, всю мою последующую жизнь обожаемую Азию, страну солнца, добра, нежности, труда, богобоязненности, все, что есть прекрасного из эпитетов, я отдаю этой стране! Я там училась, там прошла моя юность…
- Вы там поступили в театральное училище?
- Я приехала поступать в Ташкент, в театральный институт, а приема в том году не было, и я сдала документы в ташкентский университет на факультет журналистики и училась 4 года. Одновременно я ходила заниматься в народный театр, и вот однажды туда приехали отсматривать актеров, чтобы набрать актеров в профессиональную труппу, так я попала в отбор.
- Ваша первая роль в профессиональном театре?
- Мне дали роль королевы. Это был Ташкентский ТЮЗ, там был замечательный художественный руководитель, который меня и взял туда из Народного театра Турдыев Амин. Я ему безумно благодарна: он мне дал азы профессиональной сцены, дал путевку в театр. В 1965 году мы с театром поехали на гастроли в Самарканд, а это время в Ташкенте случилось страшное землетрясение. Наш дом был расщеплен как хлопковая коробочка, все улицы разрушены, и мы с мужем (Хлыбов Виктор Петрович, в настоящее время - главный художник Стерлитамакского русского драматического театра) вынуждены были уехать в Петропавловск-Камчатский. Такая невероятная даль, но такая благодатная! Там прекрасный народ. Отдаленность и трудности сплачивают людей.
- У Вас ведь очень богатая география поездок, где ещё довелось работать?
- На Дальнем Востоке мы с мужем проработали год, и нас пригласили в Фергану. В Фергане я работала с чудесным режиссером - Гаврилой Даниловичем Абдуловым (это папа Саши Абдулова), и мой муж с Сашенькой даже играл в спектакле «Трибунал» (Саша Абдулов играл там его сына).
Я у Абдулова играла прекрасные роли: в «Булычеве» Варвару играла, в «Коварстве и любви» - Луизу, затем леди Мильфорд.
Потом нас с мужем позвали в Стерлитамак. Стерлитамакский театр как-то приехал на гастроли в Фергану, и главный режиссер пригласил к себе. Гаврила Данилович меня не хотел отпускать: - «Вам не надо никуда ехать, Валечка!».
Но мы уехали, и вот уже сорок лет живем в Стерлитамаке.
- Вы никогда не жалели, что уехали?
- Знаете, мы так полюбили Стерлитамак! Я благодарна была всю жизнь Абдулову, но Стерлитамак стал для меня таким родным, что вот всю жизнь там уже живу и радуюсь!
Мы приехали осенью, нас так красиво встретили, и кругом – море зелени. Все знакомые нам говорили: - «Это же загазованный город, куда вы едете, зачем?!». Но мы видели только свежую зелень вокруг и милые лица.
Я очень люблю Среднюю Азию, конечно. В Фергане у нас был двойной театр: русско-узбекский, и тесновато было немножечко, хотелось больше играть. Но как же дружно мы жили! У нас был директор-узбек, он плохо говорил по-русски, и когда говорили, что что-то дают узбекскому театру, он поднимался и говорил: - «Как это, узбэкскому театру дают, а ми, русские, что, нэ заслуживаем, что ли?!». Замечательные люди там жили и работали.
Но судьба все же дала мне Стерлитамак: я столько ролей там сыграла! Я играла Василису Мелентьеву в спектакле «Иван Грозный», в «Тихом Доне» Дарью, Надежду в «Любовь и голуби», это все такие разноплановые, замечательные роли. Одна Медея – роль, ради которой стоит жить и иметь эту профессию.
И вот однажды, а было это осенью 2009 года, звонит в наш театр Павел Тихомиров, который в журнале «Страстной бульвар» прочитал обо мне и решил удостовериться, правда ли, что я такая замечательная. Наша директор подтвердила и дала мой телефон. Это такая честь для меня – приехать в Центральный Дом Актера! Что такое провинциальная актриса? Их же тысячи и тысячи! И никто о них не знает. Конечно, я согласилась на эту встречу.
С сентября прошло несколько месяцев: у меня – роли в спектаклях: «Девичник над вечным покоем» и «Странная миссис Сэвидж», «Деревья умирают стоя», но мне пошли на встречу. И я кланяюсь Павлу Тихомирову за его любезность, за то, что он так все организовал и придумал, что так интересно был построен вечер.
Дом Актера – это событие у нас в республике. Сколько я помню себя, никто никогда никого не приглашал в Центральный Дом Актера, в Москву, а тут – такой праздник!
- Вы сыграли такие потрясающие роли, а о чем вы мечтаете?
- Повторить Медею…, но я не имею права уже ее играть. Судьба этого спектакля была трагической: ушел из жизни мой партнер, мы сыграли всего три спектакля. Был приглашен прекрасный режиссер из Рязани – Николай Черкасов, как он с нами прекрасно работал, это был 1995 год.
- А если не Медею, то что?
- Да лишь бы что. Сейчас не то время, чтобы выбирать. А вот видите, приходят роли, вот «Девичник над вечным покоем» - как в десятку, и «Деревья умирают стоя» - я играю бабушку Эухению, какая чудесная, драматическая роль! Дмитрий Степанович Шрагер вел меня по жизни как режиссер и давал мне такие роли, что самой себе иногда хотелось завидовать. Это он создал мою театральную судьбу.
- Это Шрагер увел Вас у Абдулова?
- Да, вот недавно мы его похоронили, год назад. Он на пенсию он ушел, а потом вернулся, чтобы поставить со мной Василису Мелентьеву. Я его вечно буду помнить и вечно буду благодарна.
- Вы верите в судьбу?
- Я верю в Господа. Без него какая судьба? «Скажи свои мечты и посмеется Бог…».
- Что Вы помните о войне?
- Мы жили в деревне Михайловское в Смоленской области, у нас такая глухомань была, что мы даже не слышали, когда пришел День Победы. Я была очень маленькой, но я помню моменты войны. Мама рассказывала, как пришли немцы, и жители ушли в леса. Она взяла меня на руки (а что самого ценного можно взять, уходя в лес?), взяла свинью на поводок, надо же было что-то есть, где-то спать, на свинью навьючили какие-то вещи. Это было очень страшно.
Я помню, как мама умирала от тифа у нас в землянке, мы с братом ходили собирать малину, она ела ее котелками, и только потому выжила. Однажды мы пошли в лес, и я заблудилась, и пришла в блиндаж к немцам. Года три мне было, я помню только, как меня держал немец на руках и плакал. Он был весь седой, белый и плакал. Немцы проводили меня до места, и это неправда, что они всех убивали, их тоже ссылали на фронт, а у них тоже были семьи. И брат рассказывал мне, что я в руках держала огромный пакет кускового сахара. Деревня, где жили немцы, была отгорожена от леса огромным рвом, и мы туда ходили, время от времени, а немцы нам бросали банки консервные, а потом стреляли вверх, чтобы мы уходили.
- Что сталось с Вашей мамой?
- Она выжила, выходили мы ее малиной, нашу мамочку. Это целая женская история, мудрость народная, печаль, нежность. Все, что есть во мне хорошего, это от наших смоленских женщин: они никогда не плакали, эти женщины тридцати-сорока лет, оставшиеся без мужей с кучей детишек на руках. Они всегда пели, могли даже танцевать, когда собирались. В деревню не вернулся ни один мужчина. Вдовы, судьба им не предвещала ничего хорошего, но надо было жить, растить детей. После войны была страшная разруха. Я никогда не забуду эти детские голодные годы. Мы не видели ни молока, ни яиц, это все сдавалось государству, считали даже яблони, чтобы яблоки учитывать…, я не хочу об этом говорить!
- А сколько лет было тогда Вашему брату?
- Тому, с кем мы ушли в леса, было девять, а был еще старший, четырнадцатилетний, который угнал в тыл стадо коров, чтоб сохранить, не отдать скот немцам. Он пропал у нас на семь лет. Перерезало линию фронта, он попал на засекреченные урановые шахты. И потом нашелся, приехал из средней Азии, из Ленинабада.
Приехал к нам и забрал меня в среднюю Азию, эту страну солнца.
В Средней Азии началась моя прекрасная жизнь: школа, чистота, еда, одежда, друзья, ну а дальше вы уже все знаете.
Беседовала Лариса Каневская
|