Актуальная тема

Кризис для старшего возраста

Чисто российский парадокс: мировой финансовый кризис в России меньше всего ударил по людям старшего возраста.

Слово кризис – сейчас очень модное слово. Радио, телевидение, газеты, не говоря уже об Интернете, все как мантру повторяют слова: финансовый крах, катастрофа, мировой кризис. И, конечно же, эти СМИ, в красках описывая и прогнозируя ужасы последствия наступающего финансового коллапса, пророчат жуткие последствия вплоть до третьей мировой войны. И мы – обычные люди, поддаемся этой панике. Да, да. Мы паникуем, как бы не напускали на себя видимое спокойствие. И с этим ничего нельзя поделать. Отечественные представители средств массовой информации, за последние годы, перенимая опыт западных коллег, далеко продвинулись в разжигании скандалов и истерии среди потенциальных потребителей своей продукции. Искусно поданный материал даже самую невинную новость может раздуть до паники. Это хлеб современных СМИ, а на фоне нынешних экономических потрясений - хлеб с маслом. Чем же ежедневно бомбят наше сознание сюжеты, репортажи и статьи? Цены растут, останавливается производство, тысячи молодых и среднего возраста людей теряют работу. Но самое главное: многие СМИ, причем среди них есть довольно таки авторитетные, утверждают, что в первую очередь кризис коснулся наименее защищенной части нашего населения – людей пенсионного возраста. Делаются даже откровенно шокирующие прогнозы, от которых просто бросает в дрожь: скоро, очень скоро численность пожилых резко сократится. Смертность от недоедания, от нехватки лекарств, стрессы и т.д. Но так ли это? Давайте без лишних эмоций разберемся в непростой ситуации.
Для начала вспомним, в какое время прошла молодость людей, которых мы сейчас называем старшее поколение. Нынешний кризис, для них долгие годы жизни было норма жизни. Довоенный голод и нищета, война с полным напряжением моральных и физических сил. Послевоенная жизнь была не лучше, а во многих областях и районах даже хуже военных лет. Но люди научились выживать. Учились выживать и в хрущевскую и в брежневскую эпохи, когда даже элементарно необходимых продуктов питания не было на прилавке. Не говоря уже о скудости выбора одежды, мебели. Да мало ли чего. Мужчины и женщины того времени приспособились, выработали свои, присущие только им способы взаимоотношений, умение подстроиться под законы (порой обходить их без особого риска). Рожать и растить детей, нас с вами. Потом этих людей, привыкших жить при социализме (пусть даже и в своей не лучшей форме), судьба в одночасье забросила в дикий капитализм со своими волчьими законами выживания. И эта закалка помогла выжить нашим отцам и матерям, нашим бабушкам и дедушкам в еще один критический период - перестройку. И тут не пропали! Конечно же, все эти катаклизмы сказались на продолжительности жизни. В России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а средняя продолжительность жизни мужчин – 58 лет. Но, все-таки! Как это не ужасно, молодые сейчас умирают чаще, чем люди старшего возраста. Достаточно пройтись по кладбищу, допустим, какого-нибудь подмосковного города. Создается впечатление, что наша страна недавно пережила очередную крупномасштабную войну с соответствующими людскими потерями. С памятников на нас смотрят в основном умершие молодые люди. Это Подмосковье, а что говорить о глубинке. Согласимся, зачастую виной тому наркотики, пьянство, автоаварии. И очень часто, причина - суицид.
Молодежь не такая как их родители, они, как говориться, не гибкие, мало в ком присутствует терпеливость, способность аккумулирования душевных сил и умение соотносить желаемое с возможностью. Вырастая в относительно благополучное время ( которое, кстати, по оценкам финансовых специалистов, и обернулось нынешним кризисом) молодые люди привыкли получать многое в относительно короткое время. К примеру, согласитесь, как заманчива система кредитования. Захотел молодой человек приобрести машину, и приобретает. А как отдавать деньги - это уже другой вопрос. Главное сразу. Квартиру? Особых проблем нет. Я ведь работаю, говорит молодой человек, отдам. Жизнь улучшается, увеличивается зарплата. Однако промахнулись. Уровень жизни резко пошел на спад, зарплаты урезаются, повальное сокращение. Не имея той моральной закалки, как его родители, молодой человек впадает в панику. Он начинает метаться в поисках работы и, не находя ее, пускается во все тяжкие. Это опять таки выпивка, легкодоступные наркотики и игровые автоматы. А чего терять! На те деньги, что остались, не прожить, так хоть есть возможность выиграть какую-то сумму. Проигрывается последнее. Что характерно, чаще молодежь при поиске новой работы не уступает своим амбициям. Если он был средним менеджером, то и новая работа по социальному статусу не должна уступать той, которую он потерял. Если руководителем юридической конторы, то не ниже руководителя какой-нибудь другой организации. Ищут сотни тысяч, находят работу только сотни. Остальные так и остаются без работы, а значит, и без средств к существованию.
Люди старшего поколения не такие. Умудренный опытом человек в годах редко будет брать кредит, не имея достаточных возможностей к его возврату. Он здраво оценивает свои желания и возможности. Пожилой человек не авантюрист. К тому же за годы работы он уже сумел и приобрести машину и имеет квартиру. В игровых залах очень редко встретишь человека старше среднего возраста: пожилые умеют ценить деньги, в свое время они им очень тяжело доставались. Финансовые дефолты, «пирамидные» манипуляции, конечно же облегчили карманы многим пенсионерам, но опять таки это был еще один хороший жизненный урок пожилым. И по поводу работы. Человек старшего поколения готов на любую работу. Он не постесняется, будучи директором и лишившись места пойти работать охранником. Стоит отметить тот факт, что на многих предприятиях сокращению подвергаются чаще молодые люди, чем работники с большим стажем. На их стороне многолетний опыт, совершенное знание своего дела, выработанное с годами умение ладить в коллективе. Конечно, в тех сферах, где необходима динамика присущая только молодежи, где необходимы современные знания, которые старый работник приобрести уже не в состоянии, первых увольняют пожилых сотрудников. Это присуще не только России, так происходит во всем мире. Но при мудром работодателе таким людям предлагают в этой организации другую посильную работу. В итоге, человек пусть и с меньшей зарплатой остается на плаву. В ближайшие несколько лет ему не придется жить только на одну пенсию. По данным опросов 75% респондентов в России по достижении пенсионного возраста приняли бы предложение о продолжении работы, если бы оно поступило. Это говорит о значительном потенциале нашего старшего поколения. И этот потенциал используют многие работодатели с выгодой для себя и для пенсионеров.
Получается, что бы не говорили СМИ, как бы не хотелось им уверить своих читателей слушателей и телезрителей (а, в основном это люди за пятьдесят) в том, что черные времена коснутся именно их, в реальности жизнь предоставляет другие факты. Мировой кризис затронул все слои нашего населения, как молодежь, так и старшее поколение. Но делать выводы о самом настоящем вымирании пенсионеров в нашей стране еще очень рано. Эти люди в лихое время умели находить выход из различных ситуаций, умели приспособиться к обстоятельствам. Как пример: некоторые из описываемой нами категории вспомнив голодное время, прибегают к хитрому способу консервирования круп. Для молодежи это кажется смешным, но люди на своем веку пережившие голод скептические улыбки игнорируют.
И главное, старшее поколение привыкло надеяться на себя и верить во взаимопомощь. И эта вера наших матерей, отцов, дедушек и бабушек еще никогда не подводила. Да, кризис нанес по ним удар, но старшее поколение оказалось более живучим и приспособленным к нему, чем молодежь.
Похоже, в самое последнее время кризис начинает ослабевать и за рубежом и в нашей стране. Намечается некоторое оживление экономики. Верим: как для молодёжи, так и для пожилых людей скоро наступят более светлые в экономическом смысле времена.

Сергей Заведеев

Мы помним

Пока жива память о Великой войне и Великой Победе, хочется надеяться, что этот урок истории послужит всему человечеству. О войне, о роли искусства и актёров в той войне, нашей Победе, как надо рассказывать о войне молодому поколению и многом другом нам рассказывают ветераны, которых знает вся страна, люди, которые были очевидцами тех трагических событий.

ТАТЬЯНА ПАНКОВА, народная артистка РФ, одна из старейших актрис Малого театра:

- Искусство всегда, а в нашем театре особенно, постоянно связано с военными, и какие бы у нас не были события, обстоятельства, мы были вместе. Я знаю реально, военные нам помогали во время войны пайками и всем прочим, но дело, конечно, не в этом. Это была такая Великая война и огромнейшая Победа! Я два года была на фронте, мы повсюду ездили с бригадой Малого театра со спектаклями, с концертами, мы ехали всегда с охотой, и нас так принимали, что даже неудобно становилось. Сам факт, что к ним приехали, о них помнят, о них знают, вдохновлял бойцов. Поэтому они заранее к нам были расположены необыкновенно. Малый театр всегда и на все откликался. С самого начала войны мы отказались от всех отпусков, от всех выходных, и все эти деньги пошли на строительство воздушной эскадрильи из двенадцати самолетов с надписью на фюзеляже «Малый театр – фронту». Когда мы семнадцатого июня передавали армии паспорта на эти машины, ревели мы и ревели молоденькие лейтенанты. Я вот, например, передавала паспорт лейтенанту Голикову, который вернулся с войны маршалом. Я до сих вспоминаю это и плачу, но это слезы не печали, а восхищения тем, что делали люди, тем, что делала наша армия. Когда мы давали спектакли, то и дело слышалось: «Шестнадцатая рота, на выход! Двадцать четвертый батальон, на выход!». И они уходили так тихо, что даже сапоги не скрипели, и не прерывался ни один спектакль. Поэтому, прежде всего надо поздравить наш народ. Такое было единение тыла и фронта! Это была война всего народа. Каждый что-то делал для фронта!

ИРИНА КАРТАШОВА, народная артистка РФ, актриса театра им. Моссовета:

- Я бы рассказала детям правдивую историю. Сейчас, когда я слышу прения по поводу того, кто победил в войне, мне просто дурно делается. Я думаю, слышал бы это мой муж, который в двадцать лет был ранен, стал кавалером Ордена славы, с ума бы сошел от такого переворачивания истории.

ДАВИД МИХАЙЛОВИЧ ЛЕРНЕР - знаменитый концертмейстер Марии Максаковой, Сергея Лемешева.

-Война – явление противопоказанное жизни! Войну мы встретили не совсем во всеоружии, но, тем не менее, мы ее выдержали, целых четыре года. Война - такая трагедия, что не дай бог еще кому-то на себе испытать этот ужас. Молодежь должна знать, что это мы выиграли войну, а то сейчас стали все пересматривать и перекраивать. К ветеранам нужно относиться бережно, их так мало осталось!

ВЛАДИМИР АБРАМОВИЧ ЭТУШ, народный артист СССР, актер театра им. Евг. Вахтангова, директор ЦДА:

-Я поздравляю всех ветеранов с прекрасной годовщиной Великой Победы, я очень рад, что в этом году мы со многими ветеранами увидились на праздничных вечерах, и, надеюсь, увидимся в следующем году. Я - тоже фронтовик, и прошел довольно длинный путь от Москвы через весь Кавказ, через перевалы, верхнюю Сванетию, нижнюю Сванетию, Мингрелию, Тбилиси, Грозный. Оттуда получил новое назначение в 581-й стрелковый полк и с этим полком прошел опять до Ростова, отступал, потом до Таганрога, потом через весь Кавказ обратно, и потом меня под Мелитополем ранило. В конце концов, я дошел до вас, что особенно приятно, и я сегодня еще раз поздравляю вас с нашей Великой Победой!

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ, народная артистка СССР, актриса Малого театра.

- Пока живы люди, жива и память. Вечера, посвящённые Дню Победы это общение с теми, кто понимает, что и как это было. Но то, что вы – молодые хотите все знать, а значит, вы тоже будете помнить, это очень важно. Я хочу воспользоваться возможностью и всех поздравить с великим праздником, пожелать здоровья и удачи.

НИНА АГАПОВА, заслуженная артистка России, актриса Театра киноактера.

- Помню, как мы приехали в Курск, когда его только что взяли, еще в траншеях каски дымящиеся валялись. Потом мы выступали на передовой Карельского фронта, и нас на телегах возили, чтобы не было слышно шума мотора. Как-то, в Кандалакше мы обедали в офицерской столовой, вдруг распахивается дверь и входит весь в клочьях человек, к которому все бросились, это был летчик, которого все считали пропавшим без вести, погибшим. Это, пожалуй, самые яркие мои воспоминания. До конца войны мы объездили весь дальний восток, Среднюю Азию. 9 мая мы были в Хабаровске и там срывали голоса в радостных криках Победе.

МИХАИЛ НОВОХИЖИН, народный артист России, актёр Театра киноактера.

- Дело было в 1954-м. Приглашает меня как-то на радио в музыкальную редакцию Лидия Васильевна Шилтова. Она была редактором музыкального отдела на ул. Качалова: «Мы бы хотели, чтобы вы для Золотого фонда записали песню «В землянке». «Как, - удивился я, - да не может быть, чтобы в Золотом фонде не было песни, которую с 41 -го года поют буквально все». А она: «Позвоните Суркову, он хочет с вами об этом поговорить». И я записал эту песню на радио. Перед этим я встретился с композитором Сурковым, который рассказал, что песню хотели запретить из-за слов «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…» - упадническая штука! А однажды, это было в Париже, уже спустя много лет после войны, мы с друзьями зашли в кафе. Узнав, что мы русские, нас попросили спеть «Землянку». Мы очень удивились, но я, конечно, запел. И представьте себе, все французы встали. А когда я закончил, они окружили нас, и один стал говорить: «Мы выстояли потому, что Россия спасла нам жизнь на Земле». Как потом выяснилось, это был летчик полка Нормандия - Неман.

ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ, народный артист РФ, лауреат Государственных премий СССР, Государственной премии России, актер МХТ им. Чехова.

- Когда я смотрю на ветеранов, этих мужчин и женщин, переживших такую труднейшую эпоху, я очень переживаю за настоящую жизнь, потому что то, чему нас учили, то, во что мы верили, к сожалению, уходит. Я имею в виду гражданские чувства. А взамен - никакой идеи, которая бы вдохновляла нас, я уж и не говорю о профессиональной идее, учении Станиславского. Наш величайший русский театр, театр переживания, который потряс в двадцатые годы Америку, и после этого в Америке открыли свой профессиональный театр, это колоссальная заслуга Станиславского. Театр переживания уходит, его заменяет театр представления, изображения, то, с чем боролся Станиславский. Мне это очень жаль. Единственное утешение мне, радость и надежда то, как отметили 65-летие Великой Победы. Да здравствует реалистический русский театр, да здравствует Станиславский! Я очень рад, что Владимир Этуш продолжает традиции реалистического театра, которые в свое время провозглашал Вахтангов, любимый ученик Станиславского. Я от всей души поздравляю моих товарищей, наше поколение с Победой, да здравствует единство фронта и тыла! Я горжусь, что принадлежу к этому победному поколению.
Я в пяти пьесах Чехова сыграл семь ролей. Это самый гениальный русский драматург.
Такого единения не было во время войны ни в одной стране. Франция подняла лапки, пустила немцев оккупировать свою землю, да и все страны Европы были завоеваны Гитлером, а Россия выстояла. Можно было бы и нам без жертв пустить Гитлера, но все люди, не смотря на тяжелый период жизни, репрессии, сплотились, потому что была совесть, был дух. Надо подумать, как восстановить дух народа. Почему, на мой взгляд, в итоге погиб великий Художественный театр? Потому что люди, руководившие театром, не могли сговориться. Я был в этой комиссии и видел как старики второго поколения и молодые не могли сговориться…
В 1943 году, когда умер Владимир Иванович Немирович-Данченко, на следующий день был приказ об основании Школы-Студии МХАТ им. Немировича-Данченко. Когда я был в Германии уже после войны с фильмом «Освобождение», где я играл Рокоссовского, они меня спросили, где я учился. Когда я сказал, что во время войны была открыта студия, немцы изумились: какая же была вера в Победу, если в 1943 году, до Орловско-Курской битвы, переломного момента Отечественной войны, создавались такие учебные заведения. Когда я немцам все это рассказал, они поняли, что такое русский дух. Это я вспоминаю с гордостью: я был принят в первый набор на первый курс Школы-Студии МХАТ. По просьбе руководителей Художественного театра (Москвина, Хмелева) меня демобилизовали из Армии (мне было девятнадцать лет, я служил в частях военно-морского флота). Они обратились к адмиралу Кузнецову, и меня в 24 часа демобилизовали, и я стал студентом. Позднее я познакомился с адмиралом Кузнецовым, который подписал этот приказ о демобилизации. Я сказал ему: - «Николай Герасимович, знаете, мне так неудобно, что мои товарищи в это время были посланы на прорыв блокады Ленинграда, а я не дослужил…». Он ответил: - «Владлен Семенович, то, что вы сделали в кино, играя военных во «Встрече на Эльбе», в «Заставе в горах», в «Освобождении» и в других фильмах, вы оправдали мой приказ». Для меня это было как снятие груза с души.
Да здравствует наша армия, наша Победа, наши ветераны войны, которые честно служили Родине! Дай Бог ветеранам дожить последние годы в счастье, довольстве и удовлетворении своей судьбой!

Беседовала ЛАРИСА КАНЕВСКАЯ

Hosted by uCoz