Так было

Воспоминания корифея

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НОВАКОВСКИЙ - доктор технических наук, профессор, академик МАИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат государственной премии СССР, корифей российского телевидения, ученый с мировым именем. В память об этом замечательном человеке, мы печатаем его воспоминания, записанные уже много лет назад (в июле 1998 года) во время его выступления на семинаре «История телевидения», проходившем в НИИ Радио.

Однажды мой товарищ позвал меня на телестудию, и я имел удовольствие впервые увидеть телевизор. Экран был маленький, со спичечную коробочку, примерно.
Надо было сидеть вплотную к этому экрану, прижиматься к нему.
Цвет экрана был красным, потому что там была неоновая лампочка красного цвета. Но, тем не менее, было отчетливо видно: как танцуют балерины, танцоры поднимают, поворачивают балерин. Все это было видно и понятно.
Ну, вот, я с тех пор решил свою жизненную судьбу: что только телевидение, только телевидение.
И пошло: Курсовой проект по радиопередатчикам – у Терентьева Бориса Петровича – по телевизионному радиопередатчику. Курсовой проект по усилителям - видеоусилитель – у Марка Максима Львовича. Он тогда был завкафедрой и преподавал нам. И так далее, все только по телевидению делалось.Ну, и дипломный проект, естественно, по телевидению защищал на тему: «Постоянная составляющая видеосигнала и ее восстановление в телевизорах. Привязка уровня черного». Такой дипломный проект был.
Мне очень помогал Семен Исидорович Катаев, который пришел к нам в Академию читать курс «Телевидение». Организовал кафедру Телевидения. И увлек несколько человек, меня и еще некоторых моих товарищей, на телевидение.А потом, когда я защитил этот дипломный проект, Комиссия по распределению под председательством Горона, такая очень известная фамилия была в свое время, очень известный человек был по звуковому вещанию, Исаак Евсеевич Горон, меня направила начальником 3-ей радиостанции на Октябрьский радиоцентр. Вопреки моему большому желанию идти работать по телевидению. Как я ни просил, но вот такая комиссия была, которая распределяла всех оканчивающих. И вот меня туда – на Октябрьский радиоцентр. Я отказался туда идти. Подал заявление в аспирантуру. Получил отказ, к сожалению: нет мест! Тогда я подал заявление-жалобу в Наркомат связи. Там собиралась регулярно комиссия, которая рассматривала всякие жалобы. Ну, и в том числе, пригласили меня на эту комиссию.
Выслушали мои доводы, что я не хочу работать начальником этой радиостанции. Сказали, что я должен туда идти «выкорчевывать» остатки вредительства. (А шел тогда 1938 год.) Я «выкорчевывать» отказался и не пошел туда. Комиссия моей просьбы не удовлетворила: оставила меня начальником 3-ей станции.
Тогда с досады я уехал в отпуск. Да, уехал в отпуск.
Немного просрочил возврат в Москву из отпуска. Приезжаю в Москву осенью. Лежит повестка: Явиться в ЦК партии. Ну, думаю, мне за эту 3-ю станцию «нагорит» сейчас здорово: во-первых, опоздал из отпуска, во-вторых, не пошел «выкорчевывать» вредительство.
Ну, пошел я в ЦК партии. Меня принял инструктор. Грозно очень:
- Так вы что, отказываетесь идти на третью станцию октябрьского радиоцентра начальником, выкорчевывать остатки вредительства?
- Да, отказываюсь, - говорю я.
- Я хочу на телевидение, настойчиво прошу, на любую должность на телевидение, хоть дворником, только чтобы я был при телевидении.
- Да Вы подумайте, подумайте, как следует!
- Я уже много думал. Только на телевидение, - отвечаю я.
- Да, ну тогда вот что, мы Вас направим на Московский телецентр.
- Вот, спасибо!
- Не инженером.
- Мне все равно кем, лишь бы там работать, постигать телевидение!
- Вот, будете там работать Главным инженером Телецентра.
Я говорю: «Господи, помилуй! У меня никакого опыта административного руководства нет. Я хочу быть просто инженером, работать с паяльником, с приборами».
Начали спорить на эту тему.
Он говорит: «Так Вы отказываетесь? Идти на Телецентр? Тогда пойдете на 3-ю станцию начальником.
- Думайте! Даю Вам три минуты на размышления. Решайте вопрос!
Я подумал и сказал: «Ну, ладно, пойду на Телецентр».
И пошел на Телецентр. Вот такая судьба сложилась.
Часть 2
На Телецентре было работать чрезвычайно интересно.
Сколько я там лет работал, каждый день был интересен. На работу идешь, как на большой праздник. С работы уходишь обычно поздно, часов в одиннадцать вечера. А начинаешь работу в 8 утра. Вот так. И никакого утомления, в общем, не чувствуешь. Настолько было все это захватывающе интересно. Пришел я на Телецентр. Начал работать. Познакомился с коллективом. Коллектив очень хороший. Были очень опытные специалисты, которые работали раньше по механическому телевидению на 30 строк. Но потом, когда началось электронное, они перешли на него.
Тоже самое – дикторы, режиссеры, с механического, все перешли сюда, на электронное телевидение.
И Телецентр начал выходить в эфир на 343 строки уже в 1937 году. Были редкие передачи экспериментального характера. А в 1938 году, особенно с осени, передачи шли по нескольку дней в неделю, можно сказать, шли регулярные передачи на 343 строки.
Но Телецентр еще не был принят в эксплуатацию.
Для строительства телецентра был выбран участок бывшей опытной радиостанции, РИС называлась, на Шаболовке, у подножия башни Шухова, потому что антенну надо было поставить как можно выше.
И вот выбрали для антенны площадку наверху башни Шухова и поэтому телецентр «привязали» к башне Шухова.
Построили аппаратно-студийный комплекс в составе одной студии на 200м кв.; на расстоянии 200м от нее, у подножия башни построили здание радиостанции УКВ на волне изображения 6,03м (49,75МГц) И металлический кабель – трубы медные, с передатчика передавали сигнал на антенну, наверх Шуховской башни.
Когда я «огляделся» на Телецентре, вижу: так, в аппаратно-студийном комплексе много хороших очень сил, вполне все надежно, люди прекрасно разбираются, энтузиасты телевидения, а мне надо обратить свое внимание, главным образом, на радиостанцию.
Вот так получилось. Потому что передатчики довольно часто выходят из строя.
Газотроны шалили там, в мощных выпрямителях. Кроме того, настройка передатчиков довольно сложная.
В общем, надежность – невысокая. А специалистов там не было, за исключением одного человека, такого Ивана Емельяновича Лунева, может быть, слышали, работника треста Радиострой, который временно был там прикомандирован для помощи. Но в любую минуту его могли отозвать. А он был очень хороший, квалифицированный настройщик радиопередатчиков.
Ну вот, я вижу, что дело такое, значит надо срочно осваивать передатчики, чтобы, во-первых, прекратить все выходы из строя, во-вторых, в случае выхода из строя, я мог бы что-то сделать, потому что два инженера, которые еще там работали, не очень хорошо владели этой техникой, устранением повреждений, особенно во время передач.
И я целыми днями занимался этим радиопередатчиком. Изучил я его очень хорошо, досконально изучил. Зная абсолютно всю блокировку, подачу воды и т.д., и т.п. Модуляция была в последнем мощном каскаде, амплитудная модуляция, в негативной полярности. Постоянная составляющая не передавалась при этом в радиосигнале. Звуковой передатчик тоже работал с амплитудной модуляцией. И тоже модуляция была в последнем каскаде. Прямо на мощный каскад подавался видеосигнал и звуковой сигнал. В звуковом передатчике модуляция была анодная. Ну и вот, эти выпрямители злосчастные на газотронах постоянно подводили. Напряжение исходное было 6 кВ в трансформаторных кабинах, установленных снаружи, около здания. Оттуда 6 кВ подавались на трансформаторы, а с трансформаторов уже 220 В подавались в зал силового оборудования на щит распределительный, огромный со множеством всевозможных автоматов и рубильников. В зале стояли моторы-генераторы, которые из переменного тока делали постоянный ток для питания нитей накала ламп обоих передатчиков. И была установка водоохлаждения передатчиков, замкнутая установка с дистиллированной водой, такой большой шкаф с радиатором из тысячи трубочек. Подается вода на вход, она идет по этим трубочкам, охлаждается воздухом и затем выходит, идет по одной трубе на оба передатчика через всякие блокировочные устройства. Воздух для охлаждения этих трубочек подавался сзади из тамбура, дверь которого выходила на улицу. Во время работы передатчиков дверь открывалась. Вечером, по окончании работы, дежурный инженер должен был, в соответствии с инструкцией, запереть ее.
Так и работали. Я освоил передатчик, я мог его за полчаса до выхода в эфир, уже на программу, полностью расстроить все каскады и настроить обратно. Овладел хорошо.
(Продолжение следует).

Записано Еленой Храмовой

Прогулка по стеклу

Останкинская радиотелевизионная башня общей высотой 540 метров – это уникальное свободностоящее сооружение Главного центра радиовещания и телевидения Российской Федерации (ГЦРТ). Он обеспечивает передачу телевизионных программ и стереофонических радиопрограмм, а также целый ряд других телекоммуникационных систем радиорелейных систем связи, пейджинговую, радиотелефонную и другую связь.
Кроме своего основного назначения, телевизионная башня в Останкино является объектом экскурсионной деятельности, принимает гостей и жителей нашей столицы. За многолетний период работы башни высотную смотровую площадку посетили десятки миллионов экскурсантов и любовались панорамой Москвы.
В мае 1998 года открыта новая страница в экскурсионном обслуживании посетителей и гостей телебашни ГЦРТ. На смотровой площадке телебашни на высоте 337 метров от уровня земли смонтированы стеклянные полы общей площадью 7,5 кв.м, через которые видны прилегающие к сооружению окрестности телевизионного технического центра, ансамбль древних строений Шереметьевского дворца 18 века. С высоты птичьего полёта видны павильоны ВВЦ, проспект Академика Королёва, зелёные парки и оживлённые улицы района. Это весьма увлекательный аттракцион для многих «смелых и отважных людей», любителей необычных острых ощущений. Особенно отважно по стеклянным полам гуляют дети школьного возраста, а за ними и их родители.
Для реализации не совсем обычных идей по сооружению стеклянных полов на смотровой площадке телебашни ГЦРТ потребовалось тщательная архитектурная и конструктивная проработка проекта с привлечением высококлассных специалистов Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования имени архитектора Б.С.Мезенцева, Государственного института стекла и Борского стекольного завода из Нижнего Новгорода.
После проработки нескольких вариантов было принято решение: стеклянные полы на смотровой площадке телебашни выполнить не из отдельных стёкол (листов), а в виде прочных, надёжных стеклопакетов и многослойного несущего триплекса (пакета стёкол толщиной 10мм, скреплённых между собой специальной плёнкой), гарантирующих монолитность и высокую надёжность всей конструкции стеклянного пола. Конструкции стеклянных полов по расчёту выдерживают статические и динамические нагрузки величиной более 1000 кг на один кв. метр площади пола смотровой площадки.
Все специальные конструкции стеклянных элементов пола были изготовлены на Борском стекольном заводе по специально разработанной технологии. При этом прорабатывалось несколько вариантов конструкций, которые проходили заводские испытания по детально разработанной программе и оригинальной методике. На все стеклянные конструкции и элементы стеклянных полов выданы заводские сертификаты прочности, надёжности и пригодности их применения на смотровой площадке телебашни в Останкино.
Для того, чтобы обеспечить достаточную прочность и надёжность конструкции стеклянного пола, все элементы смонтированы и уложены в специальные стальные рамные конструкции, которые прочно связаны с существующими балками основных перекрытий, радиально расположенных на смотровой площадке на высоте 337 метров. Конструкции стальных рам, в которые уложены стеклопакеты стеклянных полов, разработаны и весьма тщательно рассчитаны на эксплуатационные нагрузки, возникающие от движущейся толпы посетителей. Эти работы выполнены в ЦНИИЭП им. Архитектора Мезенцева под руководством действительного члена Российской Академии архитектуры и строительных наук В.И.Травуша и главного архитектора проекта телебашни Заслуженного архитектора России В.В.Милашевского.
Для того, чтобы смонтировать конструкции стеклянного пола на месте, потребовалось разобрать многослойные существующие полы и раскрыть необходимые проёмы для укладки стальных рам. Эта работа выполнялась специалистами эксплуатационных служб ГЦРТ.
Изготовление, монтаж и сварку металлических несущих рам для укладки стеклянных полов – стеклопакетов и триплекса – производили монтажники-высотники специализированного монтажного управления №25 под руководством О.Ю.Дробязко. Все работы по изготовлению конструкций и монтажу стеклянных полов выполнены с хорошим качеством, надёжно и в соответствии со всеми строительными нормами и правилами. Работы приняты с составлением соответствующих актов сдачи и приёмки выполненных комплексных работ.
Укладка элементов стеклянных полов – стеклопакетов и триплекса на металлические несущие рамы с последующей герметизацией и внешним архитектурным оформлением участка стеклянного пола проводилась специалистами-высотниками антенно-фидерной службы ГЦРТ под руководством Б.С.Баумштейна.
Следует отметить, что это весьма оригинальное решение по сооружению стеклянных полов на смотровой площадке телебашни в Останкино, осуществлялось с большим энтузиазмом и участием многих специалистов целого ряда организаций Москвы.

ЮРИН АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, главный инженер проекта Останкинской телевизионной башни, заслуженный строитель РФ.

Hosted by uCoz